эпитет: дивною природой, блестящей красоты; величественный час; великого виденья; вод блестящих;
оксюморон: в мертвое живое передать, молчание понятно говорит
инверсия ( для создания возвышенного образа) : вечернего земли преображенья , язык земной
….
льзя ли в мертвое живое передать
….
величественный час
Вечернего земли преображенья
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
….
внемлемый одной душою
Обворожающего глас
….
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
анафора : сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов.
метафора: пламень облаков, В пожаре пышного заката, мысль крылата; спирается в груди болезненное чувство; хотим прекрасное в полете удержать
риторическое восклицание: Она рассыпала повсюду красоту \ И разновидное с единством согласила!
риторические вопросы: Что наш язык земной пред дивною природой?; где, какая кисть ее изобразила?; Но льзя ли в мертвое живое передать; кто мог создание в словах пересоздать?
олицетворение: обессиленно безмолвствует искусство
лексический повтор: сей пламень облаков, сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов
, сии столь яркие черты, сие столь смутное, волнующее нас, сей внемлемый одной душою
, сие к далекому стремленье, сей миновавшего привет, сие шепнувшее душе воспоминанье
, сия сходящая святыня с вышины, сие присутствие создателя в созданье.
Возвышенная лексика, церковнославянизмы ( означает вознесение)
Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком минувшим».
Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет», «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество, восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо подслужиться», так как именно эта в Москве «дойти до степеней известных». Фамусов и его общество Хлестовы, Тугоуховские, Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».
Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это выразитель передовых идей своего времени. Он разоблачает репостничество и его порождения:бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он также дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм. Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за бесчеловечное отношение к крепостным. В фамусовском обществе внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения делу, наукам и искусствам. Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество, достигаются холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая людей чувства собственного достоинства. В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух, которым дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи, обмана, «покорности и страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся идеалы житья», и поэтому оно боится всего нового, прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи. Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи.
эпитет: дивною природой, блестящей красоты; величественный час; великого виденья; вод блестящих;
оксюморон: в мертвое живое передать, молчание понятно говорит
инверсия ( для создания возвышенного образа) : вечернего земли преображенья , язык земной
….
льзя ли в мертвое живое передать
….
величественный час
Вечернего земли преображенья
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
….
внемлемый одной душою
Обворожающего глас
….
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
анафора : сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов.
метафора: пламень облаков, В пожаре пышного заката, мысль крылата; спирается в груди болезненное чувство; хотим прекрасное в полете удержать
риторическое восклицание: Она рассыпала повсюду красоту \ И разновидное с единством согласила!
риторические вопросы: Что наш язык земной пред дивною природой?; где, какая кисть ее изобразила?; Но льзя ли в мертвое живое передать; кто мог создание в словах пересоздать?
олицетворение: обессиленно безмолвствует искусство
лексический повтор: сей пламень облаков, сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов
, сии столь яркие черты, сие столь смутное, волнующее нас, сей внемлемый одной душою
, сие к далекому стремленье, сей миновавшего привет, сие шепнувшее душе воспоминанье
, сия сходящая святыня с вышины, сие присутствие создателя в созданье.
Возвышенная лексика, церковнославянизмы ( означает вознесение)
«Что видимо очам – сей пламень облаков»
«Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас»
крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком минувшим».
Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет», «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество, восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо
подслужиться», так как именно эта в Москве «дойти до степеней известных». Фамусов и его общество Хлестовы, Тугоуховские, Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».
Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это
выразитель передовых идей своего времени. Он разоблачает репостничество и его порождения:бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он также дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца, которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм. Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за бесчеловечное отношение к крепостным. В фамусовском обществе внешняя форма как показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения делу, наукам и искусствам. Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество, достигаются холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая людей чувства собственного достоинства.
В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух, которым дышит фамусовская Москва, — это
воздух лжи, обмана, «покорности и страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся идеалы житья», и поэтому оно боится всего нового, прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи. Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество.
Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи.