Мөңке би жайлы әңгімелердің мазмұны туралы пікірлеріңіздіі «Төрт сөйлем» тәсілі арқылы білдіріңіз. Пікір. Мәтіндер бойынша өзіндік пікірлеріңді бір сөйлеммен жазыңдар.
Пушкин сумел уловить в жизни и воплотить в Онегине наиболее существенные черты молодого человека своего времени, дать типический характер со всеми его отрицательными и положительными чертами. Пушкин упоминает о типичности своего героя, говоря: «Онегин добрый малый, как вы да я, как целый свет» . Автор пишет образ своего героя в развитии. Он воспитывался в светском обществе и получил соответствующее образование. Пушкин показывает, что ум и начитанность Онегина широки, хотя и поверхностны: он стремится пополнить недостатки своего образования самостоятельным чтением. Онегин читает книги известных писателей и современные Пушкину альманахи. Но со временем он оставил книги, «задернул траурной тафтой» , так как не находил в них ответы на волнующие его вопросы. Ум Онегина проявляется в понимании психологии людей. Так, в разговоре с Ленским о Лариных Онегин говорит, что если бы был поэтом, то выбрал бы старшую сестру: «В чертах у Ольги жизни нет» , ее лицо «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне» . Неудовлетворенный жизнью в «высшем свете» , герой ищет применение своим силам и знаниям. Онегин пытается обрести себя, занимаясь ведением хозяйства, управлением поместьем. Даже «ярем он барщины старинной оброком легким заменил» под влиянием идей декабристов. Но, не приученный к систематическому ТРУДУ, он быстро оставляет это занятие. Пушкин показывает своего героя в преддверии декабристского восстания, как бы давая тем самым возможность Онегину применить свои силы в благородном деле. Несмотря на прогрессивность взглядов Онегина, он — скептик, человек, не верящий «в мира совершенство» , его ум резкий, охлажденный. Он вряд ли станет декабристом, так как не умеет жертвовать своим покоем ради высшей цели. Такие люди, по словам Герцена, «никогда не становятся на сторону правительства» и «никогда не умеют стать на сторону народа» . Поэт, стараясь возможно ярче изобразить характер героя, ставит его в экстремальные ситуации. На дуэли Онегина с Ленским проявляется холодный эгоизм героя. Его не волнует судьба Ленского, а беспокоит лишь мнение света о своей персоне. Он может действовать, участвовать в декабристском движении. Но Онегин не использовать эту возможность, поэтому он становится «лишним» человеком. Онегин лишний не в судьбе России, а в своем обществе, так как они ему чужды. Осуждая своего героя за бездействие, Пушкин в какой-то мере осуждает, и те общественно-политические условия, в которых возник и развился человек, далекий от народа и далекий от дворянских революционеров.
В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем, как в зеркале, отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века—“хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство — любовь — не воскресить его душу. Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все: Она влюбляла ся в обманы И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в ней нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Героиня находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. За это время она сильно меняется. “Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” образом русской женщины
Пушкин показывает своего героя в преддверии декабристского восстания, как бы давая тем самым возможность Онегину применить свои силы в благородном деле. Несмотря на прогрессивность взглядов Онегина, он — скептик, человек, не верящий «в мира совершенство» , его ум резкий, охлажденный. Он вряд ли станет декабристом, так как не умеет жертвовать своим покоем ради высшей цели. Такие люди, по словам Герцена, «никогда не становятся на сторону правительства» и «никогда не умеют стать на сторону народа» .
Поэт, стараясь возможно ярче изобразить характер героя, ставит его в экстремальные ситуации. На дуэли Онегина с Ленским проявляется холодный эгоизм героя. Его не волнует судьба Ленского, а беспокоит лишь мнение света о своей персоне. Он может действовать, участвовать в декабристском движении. Но Онегин не использовать эту возможность, поэтому он становится «лишним» человеком. Онегин лишний не в судьбе России, а в своем обществе, так как они ему чужды. Осуждая своего героя за бездействие, Пушкин в какой-то мере осуждает, и те общественно-политические условия, в которых возник и развился человек, далекий от народа и далекий от дворянских революционеров.
Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века—“хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство — любовь — не воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все:
Она влюбляла ся в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в ней нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Героиня находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.
Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. За это время она сильно меняется. “Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее облик таким привлекательным.
Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.
Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” образом русской женщины