Врассказе в. г. распутина «уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из сибири. случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни.герой рассказа жил в трудное послевоенное время. он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. мама отправила мальчика в райцентр. на новом месте он продолжает старательно учиться.подросток постоянно недоедал, тосковал по дому. однако, когда мать приехала навестить его, он не жаловался и не плакал. чувство стыда и долга остановило героя уехать назад в деревню.трудности закаляют характер, поэтому сельский паренек часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, выдержка, решительность, независимость.во время игры в «чику» он выигрывает деньги, чтобы купить молока. для него эта игра не была развлечением, как для вадика и птахи. избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться.герой рассказа вызывает у меня симпатию. это умный, честный, справедливый мальчик, с добрым сердцем, любящий свою семью. лишь крайняя необходимость заставляет его совершать не совсем правильные поступки.ученику повезло: лидия михайловна была отзывчивая, чуткая, умная. видя трудное положение подростка, учительница старается ему. она давала мальчику не только уроки французского, но и уроки настойчивости, терпения, доброты.к сожалению, учительнице приходится уехать из города из-за того, что она вовлекла школьника в игру на деньги. лидия михайловна потеряла работу, но мальчик не сможет забыть её внимание, доброжелательное отношение. и всю жизнь будет помнить самые лучшие уроки – уроки человечности и добра.
Основу повести м. а. булгакова «собачье сердце» лег рискованный эксперимент. выбор такого сюжета булгаковым не случаен. все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором “собачьего сердца” именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. скептично булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, , к воспитанию теми же насильственными нового, свободного человека. для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. об этом “собачье сердце” и читателя. новаторство же повести “собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. по мнению автора “собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. трагедия заключалась в том, что в жизни шариковы быстро расплодились. и уж они, говоря словами полиграфа полиграфыча, “душили-душили” таким образом, мы понимаем, что булгаков в повести “собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. его сатира в адрес шариковых, швондеров, климов чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. симпатии булгакова на стороне преображенского. но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с науки, то ли с всеобщего усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона. булгаков м. а. защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор..