Оды ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма xvii–xviii веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме) , рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. у ломоносова есть “любимые” проблемы: россия и мир, россии, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура петра i, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. по словам г. п. макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями ломоносова. в преобразовательной деятельности петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. поэтому постоянная тема его од — деятельность петра, которая, по ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы елизаветы петровны. ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол елизаветы. поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “но, — как замечает г. п. макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. примером произведения подобного рода является «ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны, 1747 г.»