М. Ю. Лермонтов
1.Проанализируйте одно из стихотворений:- «Смерть Поэта», как на лексическом уровне задан конфликт поэта и светского общества. Как в этом стихотворении осмыслен пушкинский образ «черни»? Какая сила противостояла поэту? - Какие два мира изображены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»? С каких художественных средств создается образ этих миров? Почему действительность видится герою «как будто бы сквозь сон»? Как влияет на состояние героя его окружение? Одиночество- тяжкий крест лирического героя, но в этом стихотворении показано его преимущество. Какое?
Пугачев умело использует веру народа в "правильного" царя, царя-избавителя. Он ведет себя так, как простые люди представляют себе поведение настоящего царя, наделяет титулами своих приближенных. С истинно царской широтой он говорит Гриневу: "Казнить так казнить, миловать так миловать". Нужно сказать, что перед Гриневым он искренен и честен, он понимает, что Гринева ему не провести. К тому же он умеет помнить добро, ценить искренность и верность чести.
Пугачев так задуман Пушкиным, что он действует как лакмусовая бумага: рядом с ним проявляются все лучшие качества Гринева и все худшие Швабрина. Швабрина он видит насквозь, ему ни сколько не льстит, что русский офицер присягнул движению, которое возглавляет мужик. Он гораздо больше уважает непримкнувшего к нему Гринева. "Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал", — говорит он Гриневу, добровольно приравнивая себя к самозванцу.
Неистовый темперамент и сильная воля Пугачева подчеркивают неординарность его личности. Но его раздирают противоречия, и он, беспрестанно творя жестокость, совершает иногда и благородные поступки, возможно это происходит независимо от его воли. Авантюрист по натуре, он слишком умен, чтобы не понимать, какой его ждет конец, но выбирает кровавый путь. "Узка моя улица", — говорит он Гриневу. А Гринев, стоя на Болотной площади в день казни Пугачева, по-своему сочувствует ему: "Емеля! Емеля! Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать". Там, где по представлениям Гринева смерть — единственный честный выход из позорной ситуации, там Пугачев, по свидетельству архивных документов, не стыдится молить о пощаде.
О Пугачеве народ слагал легенды, его образ был окутан завесой тайны. Многие считали, что на Болотной площади казнили настоящего царя. Народу просто необходим был повелитель и избавитель, потому что сам народ не умел додуматься как сделать свою жизнь счастливой. Народ ждал доброго царя… И Пугачев пришел.
Отношение самого Пушкина к Пугачеву было неоднозначным. Он не рисует его одними черными красками, на то он и гениальный русский писатель. Он рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Но он воплощает в жизнь свою мечту о свободе с кровавого террора. Он — государственный преступник. "Напиться живой крови" ему необходимо, недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Он не хочет жить триста лет и питаться мертвечиной. Он выбрал короткую, но яркую жизнь.
Только они не могли в один день дойти до Бремена и решили переночевать в лесу. Осёл и собака улеглись спать под большим деревом, кот устроился на ветвях, а петух взлетел на самую верхушку дерева — там ему казалось всего безопаснее.
Остановившись на пути в лесу, они обнаруживают разбойничью хижину. Бременские музыканты забираются друг на друга и исполняют свою «музыку» (Осёл заревел, собака залаяла, кот замяукал, петух запел) . Разбойники в страхе убегают.
Каждый из Бременских музыкантов ложится спать по своему вкусу и привычкам: осёл ложится во дворе, на куче мусора, собака — за дверью, кот — на очаге, а петух садится на крышу разбойничей хижины.
Позже этой же ночью атаман разбойников посылает одного из членов шайки посмотреть, кто же захватил их хижину. Но разведчика царапает кот, кусает собака, лягает осёл, а петух громко кричит с крыши разбойничей хижины: «Ку-ка-ре́-ку!» . В страхе разбойник прибегает к атаману и рассказывает, что дом захвачен ужасными созданиями. Разбойники больше не осмелились возвращаться, а бременские музыканты остались жить в лесной хижине.