М.Ю Лермонтов « Герой нашего времени»
«Бэла»
1.В чем была странность Печорина?
2.Как звали брата Бэлы, что нехорошего в нем было?
3.Опишите Бэлу.
4. Что особенного было в Казбиче, из-за чего ему завидовали все наездники?
5.На что ради лошади мог пойти брат Бэлы?
6.Какое условие поставил Печорин брату Бэлы в обмен на лошадь?
7.Суть пари между Печориным и рассказчиком?
8.На какое последнее средство решился Печорин, добиваясь своего?
9.После трехдневного отсутствия Печорина, какие выводы сделала Бэла?
10.Суть объяснения Печорина и Максим Максимыча?
11.Что случилось с Бэлой?
12.Высказывание Максим Максимыча о судьбе Бэлы.
«Княжна Мери»
1.Чем отличался Грушницкий?
2.Фамилия Мери и с кем она приехала на воды?
3.Кто такой Вернер?
4.Чем Печорин заслужил от матери Мери благодарность?
5.Какую цель поставил перед собой Печорин?
6.Что рассказал Печорин Мери о своем характере?
7.Когда Печорин впервые поцеловал Мери?
8.Кто первый признался в любви?
9.Какой разговор подслушал Печорин в одном из домов слободки?
10.Что ответил Печорин на Мери объясниться?
11.Почему все подумали, что Печорин ночью был у Мери?
12.Причина дуэли Печорина и Грушницкого?
13.В чем была особенность этой дуэли?
14.Что перед выстрелом приказал сделать Печорин?
15.Чем закончилась дуэль?
«Максим Максимыч»
1.«Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками…»-это признак чего?
2.У Печорина были светлые волосы, а усы и брови – черные. Почему?
3.Как повел себя себя при встрече с Максим Максимычем Печорин?
4.Что ответил Печорин на во Максим Максимыча, что делать с его бумагами?
5.Что за бумаги оставил Печорин?
6. На что пошел Максим Максимыч ради встречи с Печориным?
7.Каким в старости стал Максим Максимыч?
«Тамань»
1.Что такое Тамань?
2.Кого встретил на квартире рассказчик?
3.Почему герой ночью пошел на пристань?
4.Что поразило героя на пристани?
5.Что увидел на пристани герой?
6.Кто был на крыше дома и что там делал?
7.Что необычного было в ее поведении днем?
8.Что случилось в лодке?
9.Чем закончилось свидание в лодке?
10.Что сообщила девушка Янко?
11.Судьба слепого.
12.Что подумал герой после всего произошедшего?
«Фаталист»
1.О чем шел разговор за столом у майора С***?
2.Опишите поручика Вулича.
3.Какая страсть была у поручика?
4.В чем была суть пари между Вуличем и рассказчиком?
5.Какова судьба карты, подброшенной вверх Печориным?
(пистолет дал осечку)
6. Что сталось с фуражкой?
7.Какое вечернее происшествие произвело глубокое впечатление на рассказчика?
8.Какую новость сообщили ночью офицеры рассказчику?
9.Что стало причиной смерти поручика?
10.Какое решение принял Печорин, когда убийца заперся в пустой хате?
11.Каков результат принятого решения ?
12.Каково значение слова фаталист?
Основной идейный пафос поэмы «Мцыри» — «протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни»[7]. «Пушкин южными элегиями и поэмами начал эпоху высокого романтизма.
Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами „Демон“ и „Мцыри“ эпоху высокого романтизма завершил. 20 лет между 1820 и 1840 гг. стали, быть может, самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю. Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, он из года в год переходит из произведения в произведение. Он одинок. Как парус в тумане моря голубом, как пленный рыцарь в своей темнице, как Демон.
Романтическое двоемирие представлено у Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная жизнь, тем более поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к трансцендентальному (потустороннему) идеалу, к Богу.
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Ее на небе сыщут взгляды,
И не найдут среди людей.
1836-1837. (Б. М. Эйхенбаум высказал мнение, что в стихотворении говорится о П. Я. Чаадаеве, подвергшемся в 1836 г. преследованиям за «Философическое письмо».)
Лермонтов, самый молодой из великих романтиков, был обогащен опытом Байрона, Гейне, Пушкина, Гюго, всей предромантической и романтической литературы, начиная с Гете, Шиллера, Жуковского и кончая Бенедиктовым. Тот тип романтической личности, который был только что описан, в большей мере близок романтическому герою европейской поэзии вообще. Разумеется, у каждого большого поэта лирика неповторимо своеобразна. О своеобразии Лермонтова мы и будем теперь говорить.
В некоторых весьма значительных стихотворениях душа лирического героя стремится навстречу Богу, природе, людям. Она открывается любви и добру, смягчается до самозабвения... <...> До конца жизни у Лермонтова происходило переслоение гармонической и пессимистической линий лирики. Трудно понять и объяснить, какой психологический механизм стоит за этим явлением. Словно бы в поэте уживаются две личности и попеременно проявляются в творчестве. Или словно бы в этом сложнейшем механизме присутствуют два регистра, и поэт, по своему желанию или непроизвольно, включает то один регистр, то другой. Поразительно, что та же закономерность наблюдается в жанре поэмы. Над „Демоном“ поэт работал всю сознательную жизнь; есть основания предполагать, что „Мцыри“ был задуман за девять лет до написания. И вот сквозь годы Лермонтов пронес и осуществил в „Демоне“ пессимистический вариант, в „Мцыри“ гармонический вариант романтического героя...»[8]
Романтизм — миропонимание, осознающее несовершенство окружающего мира.
В художественном творчестве романтизм проявляется в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение и окружающий мир.
«Своеобразие Лермонтова в том, что через его лирику, сквозь „магический кристалл“ его поэтического восприятия мира, перед нами выступает трагедия романтического персонали́зма. Персона (лат. persona — личность) — особа, личность, человек, лицо. Вся правда персонализма[9], все то, чем он полон, остается без воплощения, ибо человек свободен вовсе не как орел, который свободен в своих внешних движениях; человеку нужна еще свобода духа, то есть свобода с Богом. Верно, конечно, что чаша жизни, которую мы пьем, не наша, что наша личность не абсолютна, что она относится к сфере тварного бытия, — но именно потому, что мы принадлежим вовсе не себе, а Богу, именно потому есть глубочайшая неправда в остановке духа на самом себе. Мятеж не есть и никогда не может быть выходом,— через мятеж нельзя достигнуть покоя. Лермонтов был и остается для нас связанным не запросами его личности, то есть не своим персонализмом; связывал его романтизм, его прикованность к земному бытию»
Объяснение:
Перед тем как дать характеристику сыновьям Тараса Бульбы нужно определиться с терминами: антипод – герой, наделённый противоположными другому герою чертами. Андрий и Остап в чём-то похожи, а в чём-то нет. На основании лишь незначительных различий нельзя говорить об антиподах. Антагонист – герой, который противостоит другому герою. Ни Остап, ни Андрий ни разу не были настроены против друг друга, хоть с определённого момента были по разные стороны баррикад. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.
Остап Бульбенко – старший сын Тараса. Он обучался в семинарии в Киеве. Нельзя сказать, что тяга к наукам проснулась у него с детства. Известно, что Остап несколько раз сбегал, закапывал учебники и всячески саботировал учебный процесс. Так могло бы продолжаться и дальше, но в его воспитание вмешался отец, пригрозив отправить сына в монастырь в случае непослушания. Это произвело такое сильное впечатление на юного Остапа, что тот взялся за ум и вскоре стал одним из лучших студентов, хотя раньше не отличался особой усидчивостью.
Приехав домой, Остап необычно приветствует своего отца – посчитав слова Тараса Бульбы о нелепой одежде семинаристов оскорбительными, Остап вызывает отца «на поединок». Начавшись кулачным боем, драка заканчивается семейными объятиями. Это была некая проверка: для Остапа доказать, что он может постоять за себя, и не боится даже собственного отца, а для Тараса – проверить вырос ли сын, или всё ещё остался ребёнком.
В этой сцене можно проследить некие параллели с эпизодом убийства Андрия: так же, как и Остапа, который кинулся с кулаками на отца, Тараса Бульбу не остановили кровные узы, когда старый козак стрелял в своего младшего сына.
На празднике в честь возвращения из семинарии Бульба-старший принимает решение отвезти Остапа и Андрия на Сечь, чтобы закалить их характер и превратить их в настоящих мужчин. Двум сыновьям Тараса Бульбы понравилась разгульная жизнь на Сечи, и опасаясь, что юноши пропадут зря, Тарас агитирует запорожцев пойти войной на Польшу.
В сражениях Остап показал себя как отменный воин. Тарас говорил: «Да это будет со временем добрый полковник!» Ни разу Остап не растерялся, не смутился, моментально определял где поджидает неприятность, и рассчитывал как от неё уйти либо избежать. Он был крепок и хладнокровен, как лев. Остапа сделали атаманом, хоть и не просил он такого положения, но и не отказывался. Это было сделано в битве, когда поляк убил одного из куренных атаманов, а Остап отомстил врагу за товарища. Несмотря на храбрость и неутомимость, Остап попадает в плен. Он до последнего держится гордо, не позволяет себе кричать перед смертью. Именно Остап первый выходит на казнь. Силы постепенно покидали его. Остап жалел о том, что вокруг все чужие. «Он не хотел слышать рыданий матери или безумных воплей супруги». Перед смертью у Остапа было лишь одно желание – знать, что рядом его отец. Можно предположить, что услышав ответ на свои слова, Остап умирает с ощущением спокойствия.
Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он так же, как и Остап, закончил семинарию и вернулся домой. Из повести читатель узнаёт, что Андрий учился хорошо, но не делал для этого особых усилий. Ему легко давались предметы. Он был заводилой и организатором различный розыгрышей, но всё сходило ему с рук. Андрий рано открыл в себе потребность любить, в чём боялся признаться товарищам. Он мечтал о прекрасной девушке, которая сможет покорить его сердце. Однажды волею обстоятельств он встречает дочь польского пана и влюбляется в неё с первого взгляда. Не задумываясь о последствиях, он проникает в дом панночки в ту же ночь, девушка его не прогоняет.