В основе поэмы — мысль, которая неотступно преследовала поэта в пореформенные годы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » ответ на этот вопрос подразумевался сам собою, и тем не менее автор испытывал потребность ответить на него в большом многоплановом сочинении: он хотел изложить в нём все, что знал о народе, все, что ему приходилось слышать из уст крестьянства, все, что он долго и кропотливо собирал «по словечку» в течение последних десятилетий. В соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий заключена проблематика данного произведения. Идея произведения — проблема родного счастья. Форма описания путешествия как нельзя лучше позволяла автору свести прежние разрозненные наблюдения в единую картину-панораму крестьянской Руси с её нищими деревнями и шумными ярмарками, тяжелым трудом и бесшабашным разгулом, трагической участью крестьянки и первыми выступлениями мужиков-бунтарей и протестантов. Поэма не окончена. Образ семи мужиков-стрянников — символический образ России. В главе «Пир на весь мир» поэт стремится показать постепенное пробуждение народного сознания, ростки недовольства и протеста в темной массе крестьянства. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова должен был символизировать грядущее обновление России. Ему придано сходство с Н. А. Добролюбовым. Некрасов не утверждает, что мужики-странники восприняли правду Гриши Добросклонова. Этот образ придает поэме известную композиционную завершенность: можно предположить, что Гриша и есть тот «счастливец» , которого искали странники. Счастье он находит в служении народу.
«Стиль – это эпоха, стиль – это человек» Начнем с того, что такое стиль, это слово имеет несколько значений. Стиль — форма жизни и деятельности, характеризующая особенности общения, поведения и склада мышления, манера себя вести, одеваться, методы и приёмы работы (стиль руководства). Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника. Исходя из обоих определений, можно с уверенностью сказать, стиль – это отражение эпохи и человека. Менялась эпоха – менялось все вокруг: архитектура, живопись, танец, одежда, прическа и сам образ жизни людей. Все началось с эпохи Древнего мира, там, в Древнем Египте, Риме, Греции зародились цивилизации, загадки которых не может разгадать современный мир. Их культура, традиции, одежда не похожи ни на одну другую и сугубо индивидуальны. Затем пришла эпоха средневековья, давшая миру замечательные произведения искусства и многое другое. Архитектура эпохи средневековья до сих пор является одной из самых удивительных и может рассказать современному миру о жизни и людях того времени. В Эпоху средневековья входят такие известные периоды, как Готика, Романтика и другие. Далее эпохи сменяются одна за другой: Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Сентиментализм, Историзм и Реализм. Каждый из этих периодов времени необъятен по своей важности для мировой культуры. И наконец, эпоха современности, включающая в себя Импрессионизм, Модерн, Постимпрессионизм, Фовизм, Кубизм. Это более спорные, но не менее интересные периоды искусства. Смена эпох, думаю, будет существовать до тех пор, пока существует человек. Таким образом, каждая эпоха нова и не похожа на предыдущую. Стиль – отражение эпохи, а значит, и человека.
В главе «Пир на весь мир» поэт стремится показать постепенное пробуждение народного сознания, ростки недовольства и протеста в темной массе крестьянства. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова должен был символизировать грядущее обновление России. Ему придано сходство с Н. А. Добролюбовым. Некрасов не утверждает, что мужики-странники восприняли правду Гриши Добросклонова. Этот образ придает поэме известную композиционную завершенность: можно предположить, что Гриша и есть тот «счастливец» , которого искали странники. Счастье он находит в служении народу.