рассказ «малиновая вода» был опубликован в журнале «современник» № 2 за 1848 г. в нём соединены замыслы двух очерков, которые тургенев называл в планах «туман» и «степушка». рассказ написан в париже осенью 1847 г.
рассказ «малиновая вода» был опубликован в журнале «современник» № 2 за 1848 г. в нём соединены замыслы двух очерков, которые тургенев называл в планах «туман» и «степушка». рассказ написан в париже осенью 1847 г.
в первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. в издании «записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
направление и жанр
рассказ «малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. по своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. по насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
проблематика
основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
сюжет и композиция
рассказ «малиновая вода» входит в цикл «записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «малиновая вода», бьющему из расселины речки истры.
небывалая августовская жара, героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков - стёпушку и тумана.
рассказав о стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о стёпушке) и диалог (с туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина петра ильича.
рассказ как будто завершается этим диалогом. но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин влас.
из диалога тумана с подошедшим власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, валериане петровиче, ещё более тяжела.
унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
герои рассказа
стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне шумихино и живущий при садовнике митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
только рассказав о жизни стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до » детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. говорил стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. у стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. и он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. он питался тем, что подавали добрые люди. автор сравнивает стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
туман – прозвище вольноотпущенного михайла савельева, который раньше был дворецким у графа петра ильича. это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. с удовольствием туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – влас. это мужик лет пятидесяти. его запылённая дорожная одежда и котомка в нём человека, проделавшего дальний путь. влас пострадал от крепостного права. он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». поэтому он пошёл в москву к барину валериану петровичу, сыну петра ильича. но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
рассказ «малиновая вода» был опубликован в журнале «современник» № 2 за 1848 г. в нём соединены замыслы двух очерков, которые тургенев называл в планах «туман» и «степушка». рассказ написан в париже осенью 1847 г.
рассказ «малиновая вода» был опубликован в журнале «современник» № 2 за 1848 г. в нём соединены замыслы двух очерков, которые тургенев называл в планах «туман» и «степушка». рассказ написан в париже осенью 1847 г.
в первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. в издании «записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
направление и жанр
рассказ «малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. по своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. по насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
проблематика
основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
сюжет и композиция
рассказ «малиновая вода» входит в цикл «записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «малиновая вода», бьющему из расселины речки истры.
небывалая августовская жара, героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков - стёпушку и тумана.
рассказав о стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о стёпушке) и диалог (с туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина петра ильича.
рассказ как будто завершается этим диалогом. но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин влас.
из диалога тумана с подошедшим власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, валериане петровиче, ещё более тяжела.
унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
герои рассказа
стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне шумихино и живущий при садовнике митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
только рассказав о жизни стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до » детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. говорил стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. у стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. и он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. он питался тем, что подавали добрые люди. автор сравнивает стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
туман – прозвище вольноотпущенного михайла савельева, который раньше был дворецким у графа петра ильича. это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. с удовольствием туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – влас. это мужик лет пятидесяти. его запылённая дорожная одежда и котомка в нём человека, проделавшего дальний путь. влас пострадал от крепостного права. он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». поэтому он пошёл в москву к барину валериану петровичу, сыну петра ильича. но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.