Лев Николаевич Толстой ''Детство'' «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».
Значение темы родины в лирике Сергея Есенина трудно переоценить. В автобиографии поэт скажет: «Чувство родины – главное в моём творчестве» . Своеобразие Есенинского дара заключается именно в сильнейшей связи с «почвой» , со своей малой и большой родиной. Это неудивительно если учесть тот факт, что Есенин рос и воспитывался в крестьянской семье. Он рано осознал себя «божьей дудкой» , призванной доносить звуки гармонии до человеческого уха. Вопреки надеждам родителей, карьеру сельского учителя Есенин променял на судьбу поэта. Это был правильный выбор – Есенин не только стал одним из крупнейших поэтов России всех времён, но и был признан народом и как бы присвоен последним себе. В чём же секрет этого явления? Очевидно, именно связь с родиной сыграла в этом ключевую роль. Ранние стихи Есенина посвящены теме деревенского быта. В стихотворении «В хате» описан мир русской избы глазами ребёнка. В это мир постоянного движения, и такие образы, как «старый кот у парного молока» , «кудлатые щенки» , «квас у порога» , «мать с ухватом» - зарисовка момента – это подчёркивают. Спустя секунду картина изменится, но неизменна будет её пестрота. В гармонии, словно единой семьёй, живут люди и домашние животные, причём такое единение всего живого видно и за пределами избы, где «кленёночек маленький матки зелёное вымя сосёт» . Взгляд поэта необыкновенно остр и точен, его превращения неживого предмета в часть единого природного организма достойна самой высокой оценки. Природа становится органичным наполнением для образа родины для поэта, поэтому конкретные образы сливаются в образ родного края:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Именно такое пёстрое «природное» наполнение делает сам образ незабываемо многоцветным и ярким. Своего пика вдохновение и восторг поэта достигают в цикле «Радуница» . Центральное стихотворение из цикла – «Гой ты, Русь, моя родная… » Лирический герой предстаёт в нём как паломник, захожий богомолец, который успел обойти всю нашу благодатную землю и которому есть что рассказать о ней. Его впечатления отражают всё то, что дорого простому русскому человеку: и низенькие околицы, и образа в ризах, и звонкий девичий смех – всё это чрезвычайно красиво именно потому, что так близко и понятно. Завершает картину восхищения родным краем красочная деталь, отражающая позицию автора:
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» .
Таким образом, очевидно, что именно любовь к родине определяет основной пафос Есенинской лирики. Однако постепенно границы видения поэта раздвинулись шире, и он затронул философское наполнение темы родины. В основе – сочетание земного и небесного начала. «Душа грустит о небесах, / Она нездешних нив жилица» , - заявляет поэт, что означает, что, хотя он очень любит свою родину, душа его стремится к горним высотам. Однако перу поэта принадлежат и такие строки:
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку…
Они означают, что небо и земля вовсе не разделены для поэта, они словно смотрятся друг в друга, соединяются в единое целое. Как ни странно, точкой их пересечения становится для Есенина не что иное, как русская изба, которая четырьмя углами стоит на земле, а коньком устремлена в небо. Как мы видим, образ повторяется, но на самом деле не столь важен сам по себе образ, сколь значимы его цветовые эпитеты: изба становится золотой (поэтому образ обретает символическую окраску) , а Русь – голубой, синей, то есть небесной. Фактически, поэт придумал своё собственное, близкое ему, замещение традиционного сочетания «Святая Русь» :
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. и т. д.
«Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».
Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, — отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, — в этом бессмертие и художественное величие его повести».
Ранние стихи Есенина посвящены теме деревенского быта. В стихотворении «В хате» описан мир русской избы глазами ребёнка. В это мир постоянного движения, и такие образы, как «старый кот у парного молока» , «кудлатые щенки» , «квас у порога» , «мать с ухватом» - зарисовка момента – это подчёркивают. Спустя секунду картина изменится, но неизменна будет её пестрота. В гармонии, словно единой семьёй, живут люди и домашние животные, причём такое единение всего живого видно и за пределами избы, где «кленёночек маленький матки зелёное вымя сосёт» . Взгляд поэта необыкновенно остр и точен, его превращения неживого предмета в часть единого природного организма достойна самой высокой оценки. Природа становится органичным наполнением для образа родины для поэта, поэтому конкретные образы сливаются в образ родного края:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Именно такое пёстрое «природное» наполнение делает сам образ незабываемо многоцветным и ярким. Своего пика вдохновение и восторг поэта достигают в цикле «Радуница» . Центральное стихотворение из цикла – «Гой ты, Русь, моя родная… » Лирический герой предстаёт в нём как паломник, захожий богомолец, который успел обойти всю нашу благодатную землю и которому есть что рассказать о ней. Его впечатления отражают всё то, что дорого простому русскому человеку: и низенькие околицы, и образа в ризах, и звонкий девичий смех – всё это чрезвычайно красиво именно потому, что так близко и понятно. Завершает картину восхищения родным краем красочная деталь, отражающая позицию автора:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою» .
Таким образом, очевидно, что именно любовь к родине определяет основной пафос Есенинской лирики. Однако постепенно границы видения поэта раздвинулись шире, и он затронул философское наполнение темы родины. В основе – сочетание земного и небесного начала. «Душа грустит о небесах, / Она нездешних нив жилица» , - заявляет поэт, что означает, что, хотя он очень любит свою родину, душа его стремится к горним высотам. Однако перу поэта принадлежат и такие строки:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Они означают, что небо и земля вовсе не разделены для поэта, они словно смотрятся друг в друга, соединяются в единое целое. Как ни странно, точкой их пересечения становится для Есенина не что иное, как русская изба, которая четырьмя углами стоит на земле, а коньком устремлена в небо. Как мы видим, образ повторяется, но на самом деле не столь важен сам по себе образ, сколь значимы его цветовые эпитеты: изба становится золотой (поэтому образ обретает символическую окраску) , а Русь – голубой, синей, то есть небесной. Фактически, поэт придумал своё собственное, близкое ему, замещение традиционного сочетания «Святая Русь» :
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть. и т. д.