“Герой нашего времени” — это грустная душа в нашем времени”, — напишет Белинский. Век Лермонтова был по преимуществу историческим. Все думы, все вопросы и ответы, вся деятельность того времени вырастали из исторической почвы и на исторической почве. Роман Лермонтова не является исключением. Однако сам образ Печорина по форме изображения не совсем художественен. Причина этого не в недостатке таланта автора, а в том, что изображаемый им характер был настолько близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объективироваться. Печорин скрывается от нас таким же неразгаданным существом, как и является нам в начале романа. Оттого сам роман оставляет ощущение бесперспективности. В нем сеть что-то неразгаданное, как бы недосказанное, а потому остается тяжкое впечатление после его прочтения. Но этот недостаток, по мнению Белинского, есть в то же время и достоинство романа Лермонтова, ведь таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях. Это вопль страдания, его вопль, который отличает страдание.
Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — устойчивые символы свободы и беспечности, «свойственных полуодушевленному бытию природы» , а лирический герой «Туч» несвободен и подавлен: тучки, с которыми он сопоставляет себя, — «вечные странники» , но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению; грусть героя —лирическая доминанта стихотворения, окольцованного словами «изгнанники» и «изгнания» . Не случайно обращение к тучам нежное — «тучки» , а в заглавии стоит мрачное «Тучи» . Тучкам «наскучили нивы бесплодные» , а для лирического героя это «милый север» со «степью лазурною» , здесь содержательное наполнение понятий севера и юга противоположно тому, которое позже будет в стихотворении о сосне, стоящей «на севере диком»
Не случайно обращение к тучам нежное — «тучки» , а в заглавии стоит мрачное «Тучи» . Тучкам «наскучили нивы бесплодные» , а для лирического героя это «милый север» со «степью лазурною» , здесь содержательное наполнение понятий севера и юга противоположно тому, которое позже будет в стихотворении о сосне, стоящей «на севере диком»