Сказка:Солнце самый пуп земли печет, и зацветает дивная Полынь-трава. В озера, на самое зеленое дно, под коряги подводные, под водоросли глядит огненное солнце.Негде упрятаться русалкам-мавкам, и в тихие вечера, в лунные ночи уходят они из вод озерных и хоронятся в деревьях, и зовут их тогда древяницами.Это присказка, а сказка вот какая.Жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.Озеро тихое, а слава о нем дурная: водяной шалит.Встанет над озером месяц, начнут булькать да ухать в камышиных заводях, захлюпают по воде словно вальками, и выкатит из камышей на дубовой коряге водяной, на голове колпак, тиной обмотан. Увидишь, прячься - под воду утянет.Строго брат Иван наказывал сестре Марье:- Отлучусь я, так ты после сумерек из хаты - ни ногой, песни не пой над озерной водой, сиди смирно, тихо, как мыши сидят...- Слушаю, братец! - говорит Марья.Ушел Иван в лес. Скучно стало Марье одной за станком сидеть; облокотилась она и запела:Где ты, месяц золотой? -Ходит месяц над водой,-В глыбко озеро взглянул,В темных водах утонул...Вдруг стукнуло в ставню.- Кто тут?- Выдь к нам, выдь к нам,- говорят за ставней тонкие голоса.Выбежала Марья и ахнула.От озера до хаты - хороводы русалочьи.Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! - обступили ее мавки, венок надели...- К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица.- Взяли Марью за руки и закружились.Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке.- Здравствуй, Марья,- захрипел водяной,- давно я тебя поджидал...- И потянулся к ней лапами...Поздним утром пришел Иван. Туда, сюда,- нет сестрицы. И видит - на берегу башмаки ее лежат и поясок.Сел Иван и заплакал.А дни идут, солнце ближе к земле надвигается.Настала купальская неделя."Уйду,- думает Иван,- к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю".Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям.Шел, шел, видит - стоит голая липка, с которой он лыки драл."Ишь ты, назад завернул",- подумал Иван и пошел в другую сторону.Кружил по лесу и опять видит голую липку.- Наважденье,- испугался Иван, побежал рысью. А лапти сами на старое место загибают...Рассердился Иван, замахнулся топором и хочет липку рубить. И говорит она человеческим голосом:- Не руби меня, милый братец...У Ивана и топор вывалился.- Сестрица, ты ли?- Я, братец; царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду... Когда ты с меня лыки драл, наговаривала я, чтобы не уходил отсюда далеко.- А нельзя тебе от водяного уйти?- Можно, найти нужно Полынь-траву на зыбком месте и мне в лицо бросить.И только сказала, подхватили сами лапти, понесли Ивана по лесу.Ветер в ушах свистит, летят лапти над землей, поднимаются, и вверх в черную тучу мчится Иван."Не упасть бы",- подумал и зацепился за серую тучу - зыбкое место.Пошел по туче - ни куста кругом, ни травинки.Вдруг зашевелился под ногами и выскочил из тучевой ямы мужичок с локоток, красная шапочка.- Зачем сюда пришел? - заревел мужичок, как бык, откуда голос взялся.- Я за Полынь-травою,- поклонился Иван.- Дам тебе Полынь-траву, только побори меня цыганской ухваткой.Легли они на спины, по одной ноге подняли, зацепились, потянули.Силен мужичок с локоток, а Ивану лапти Стал Иван перетягивать.- Счастье твое,- рычит мужичок,- быть бы тебе на седьмом небе, много я закинул туда вашего брата. Получай Полынь-траву.- И бросил ему пучок.Схватил траву, побежал вниз Иван, а мужичок с локоток как заревет, как загрохочет и язык красный из тучи то метнет, то втянет.Добежал до липки Иван и видит - сидит на земле страшный дед, водит усами...- Пусти,- кричит Иван,- знаю, кто ты, не хочешь ли этого? - И ткнул водяному в лицо Полынь-травою.Вспучился водяной, лопнул и побежал ручьем быстрым в озеро.А Иван в липку бросил Полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала, засмеялась.Избушку у озера бросили они и ушли за темный лес - на чистом поле жить, не разлучаться.И живут неразлучно до сих пор, и кличут их всегда вместе - Иван да Марья, Иван да Марья.
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями» . Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный» , «благородный лоб» , «маленькая аристократическая рука» , «ослепительно-чистое белье» . Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья» . Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери» , где происходит его встреча с Грушницким. Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства» , « страсть декламировать» . Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями» . Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин» , - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные» . И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» Итак, образ Грушницкого раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста» .
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства» , « страсть декламировать» . Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями» . Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин» , - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные» . И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы»
Итак, образ Грушницкого раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста» .