I Тематическое многообразие комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
II Молодое поколение на страницах произведения.
1. Социальное положение Чацкого и Молчалина.
- Молчалин беден и безроден
- «Безродного пригрел и ввёл в своё семейство» (Фамусов
О Молчалине)
- Чацкий – дворянин, представитель московской
аристократии
«Человек должен из себя развить, в себе найти, понять
то, что составляет его назначение, его цель…»
(А. Герцен)
2. Причины, приведшие их в дом Фамусова:
а) Молчалин – личный секретарь Фамусова;
б) Чацкий – воспитанник этого дома и поклонник Софьи.
3. Черты, сближающие этих героев:
а) люди одного поколения;
б) объект личного отношения – Софья.
4. Черты различия:
а) жизненные цели;
- Молчалин – «достичь степеней известных, ведь нынче
любят бессловесных»
- Чацкий – «служить бы рад , прислуживаться тошно»,
учился, путешествовал
« Жизнь без цели — человек без головы.» (Ассир)
«Жизнь человека только тогда разумна, когда
она понимается как служение.» Л. Толстой
б) отношение к окружающим их людям;
- Молчалин
льстит, Хлёстовой, Софье, советует
побывать у Татьяны Юрьевны
«Частенько там
Мы покровительство находим, где не метим»
«В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь»
- Чацкий
- «Зачем же мнения чужие только святы?»
- в людях ценить ум и честность
в) соперники в любви:
- Молчалин
- не достоин любви Софьи
- не любит, но она дочь начальника
- Чацкий
- любит искренне, с ней он честен и
непосредственен
- ему было бы легче, если бы Молчалин
был достоин Софьи
- последняя сцена
Молчалин ползает у ног Софьи
Чацкий горд и открыт
г) жизненная позиция.
- Чацкий
«Молчалины блаженствуют на свете»
точность суждений
- при Молчалина
5. Герои Грибоедова – в обществе фамусовых
III Значение поднятой темы для развития общественной мысли страны.
«Жизнь, пройденная без служения
широким интересам и задачам общества,
не имеет оправдания.» (Н. Лесков)
Объяснение:
Схожие черты
Александр Чацкий и Алексей Молчалин – молодые дворяне. Именно в этих характеристиках проявляется сходство героев. Одинаковые по возрасту и происхождению персонажи имеют противоположные взгляды на жизнь. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам… ”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Осип: (спотыкается о чемодан) Ух, окаянный! Чего изволите?
Хлестаков: Ты… это… Разобрал бы чемоданы что ли?! Да, Тряпичкин когда будет?
Осип: Через час, сударь. Они просили, чтобы вы понаряднее были.
Хлестаков: Понаряднее... Понаряднее! Я ему что? Барышня какая?!
Осип: Не могу знать, сударь!
Хлестаков: Ладно. Ступай!
Осип уходит.
Хлестаков: Тряпичкин! Подставил, друг! В этот же город! Встречу назначил. На званый обед к своему приятелю позвал!? ( пожимает плечами). Удобно ли? А что как встречу кого знакомого? Землянику или того хуже Городничего! Чует моё сердце, зря я сюда приехал. Года не Помнят поди всё. Зря! Зря! (прохаживается по комнате, задумавшись).
Раздается стук в дверь.
Хлестаков: Кто там?
Входит Тряпичкин.
ЯВЛЕНИЕ 2.
Хлестаков и Тряпичкин.
Хлестаков: (удивлённо) Тряпичкин?!
Тряпичкин: Я, друг мой, я! (медленно обходит чемоданы и важно садится в кресло) Ты не готов?
Хлестаков: Осип сказал, что ты через час будешь?
Тряпичкин: Хотел осмотреть город, так ли ты мне, друг мой, его описал, да быстро управился. Уж очень он мал. Встретил кстати местно го судью...
Хлестаков: Аммоса Федоровича?!
Тряпичкин: Нет-нет, Павла Николаевича Удальцова. Хороший человек, знающий… Я с ним имел беседу. Только не пойму, о каком судье ты, друг мой, говорил?
Хлестаков: О Ляпкине – Тяпкине!
Тряпичкин: Нет, такого не встречал. Что-то здесь не так, друг мой. Город не такой уж грязный, как ты описывал, но пару свиней встретил, и это я не про животных. Ну, и что же ты стоишь? Собирайся!
Хлестаков: Я, Иван, не пойду на обед. Боюсь встретить знакомые лица.
Тряпичкин: Друг мой, ты глупее своих домашних тараканов, еще и невнимателен. Я говорил тебе, что соберутся люди невысокого положения: мои знакомые. Поверь: весело будет. Пригласил нас Петр Иванович Простодыров , тот который каждую неделю званые обеды да вечера устраивает. Что ни повод – так гулянье! А теперь у него сын женится, вот он и собрал всех, кого сколько-нибудь знал.
Хлестаков: Нет, Иван, нет! Уж больно рискованно!
Тряпичкин: Не глупи! Мы туда да обратно, а наутро уж из города вон! Никто и не заметит. (зовёт Осипа) Осип! Зато со здешними барышнями пофлиртуем! (громко кричит) Осип!
Входит Осип.
Осип: Чего изволите?
Тряпичкин: Что ты так долго?! Готовь сударю одеяния, и лошадей вели напоить. Мы едем к Простодырову!
Все уходят.
Действие второе.
Длинный коридор, с выцветшим ковром на полу. В конце коридора дверь в залу, из которой раздаются крики, смех и музыка.
ЯВЛЕНИЕ 1.
Хлестаков и Тряпичкин. Хлестаков в нерешительности останавливается перед дверью залы.
Тряпичкин: Друг мой, что же ты медлишь?! Слышишь? Гулянье в самом разгаре! (решительно подходит к двери).
Хлестаков: Стой! Нужно проверить, нет ли там городничего?!
Тряпичкин: Да откуда ему там быть? Говорил же, это дружеская встреча.
Неожиданно дверь открывается и на пороге появляется Простодыров.
ЯВЛЕНИЕ 2.
Хлестаков, Тряпичкин и Простодыров.
Простодыров: Иван Васильевич! Сколько лет, сколько зим?! Я уж думал, что вы не приедете! А это кто? А! Хлестаков!
Хлестаков: Здравствуйте, Петр Иванович! А там (боязливо, указывает на дверь) есть городничий?
Простодыров: Городничий?! Что ты! У нас такие не водятся!
Хлестаков: А Земляника? Или Ляпкин-Тяпкин?
Простодыров: (Тряпичкину) Что это с ним?
Тряпичкин: Дурак.
Простодыров: А вот и наша невеста со своими подругами!
В комнату входит Марья Антоновна.
ЯВЛЕНИЕ 3.
Те же и Марья Антоновна.
Марьяна Антоновна: Ревизор! (смутившись) Вы…
Немая сцена.
Все смотрят на Хлестакова, он в оцепенении на Марью Антоновну.
Тишину прерывает громкий выдох Тряпичкина.
Тряпичкин: Ох!
Марья Антоновна: (стараясь сохранять спокойствие, язвительно) Ну, здравствуйте, Иван Александрович! Очень рада вас видеть! Смотрю, вы всё тот же! Совсем не изменились! А я вот, замуж выхожу! Вас так и не дождалась! Глупая! Надеялась выйти за богатого чиновника, а теперь?! Вы уже знаете? Батюшка мой уже не городничий! Дворы подметает, да за свиньями убирает! Всех, всех в городе с постов снесли… А вы! Вы сбежали! Сбежали! Так подло! Вы, Иван Александрович, не человек, вы хуже…
Хлестаков мгновение смотри на неё, а потом убегает.
Марья Антоновна: (вслед) Трус! Вы нам всем жизнь испортили!
Действие 3.
Комната Хлестакова.
ЯВЛЕНИЕ 1.
Хлестаков.
Хлестков: Попался! Попался, дурак! Говорил, говорил, что плохая это затея! (громко кричит) Осип!
Никто не приходит.
Хлестаков: Осип! Осип! Где ты, чёрт?!
Слышится шарканье.
Входит Осип.
ЯВЛЕНИЕ 2.
Хлестаков и Осип.
Осип: Уже вернулись? Отчего так скоро?
Хлестаков: Вели подать лошадей! Бежать поскорее из этого города!
Осип: Неужто поймали?! Кто? Городничий?!
Хлестаков: Дочь его, Марья Антоновна. Беда! Беда, Осип! Э-эх! Всех подставил! Городничий теперь дворы подметает! Вместо Ляпкина-Тяпкина - Удальцов!
Осип: То-то, говорят, в городе легче жить стало!
Хлестаков: Бежать! Бежать!
Осип: ( в зал) Эх, всем по заслугам, а у нас всё то же!
Чацкий и Молчалин
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха,
а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Альберт Эйнштейн
План
I Тематическое многообразие комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
II Молодое поколение на страницах произведения.
1. Социальное положение Чацкого и Молчалина.
- Молчалин беден и безроден
- «Безродного пригрел и ввёл в своё семейство» (Фамусов
О Молчалине)
- Чацкий – дворянин, представитель московской
аристократии
«Человек должен из себя развить, в себе найти, понять
то, что составляет его назначение, его цель…»
(А. Герцен)
2. Причины, приведшие их в дом Фамусова:
а) Молчалин – личный секретарь Фамусова;
б) Чацкий – воспитанник этого дома и поклонник Софьи.
3. Черты, сближающие этих героев:
а) люди одного поколения;
б) объект личного отношения – Софья.
4. Черты различия:
а) жизненные цели;
- Молчалин – «достичь степеней известных, ведь нынче
любят бессловесных»
- Чацкий – «служить бы рад , прислуживаться тошно»,
учился, путешествовал
« Жизнь без цели — человек без головы.» (Ассир)
«Жизнь человека только тогда разумна, когда
она понимается как служение.» Л. Толстой
б) отношение к окружающим их людям;
- Молчалин
льстит, Хлёстовой, Софье, советует
побывать у Татьяны Юрьевны
«Частенько там
Мы покровительство находим, где не метим»
«В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь»
- Чацкий
- «Зачем же мнения чужие только святы?»
- в людях ценить ум и честность
в) соперники в любви:
- Молчалин
- не достоин любви Софьи
- не любит, но она дочь начальника
- Чацкий
- любит искренне, с ней он честен и
непосредственен
- ему было бы легче, если бы Молчалин
был достоин Софьи
- последняя сцена
Молчалин ползает у ног Софьи
Чацкий горд и открыт
г) жизненная позиция.
- Чацкий
«Молчалины блаженствуют на свете»
точность суждений
- при Молчалина
5. Герои Грибоедова – в обществе фамусовых
III Значение поднятой темы для развития общественной мысли страны.
«Жизнь, пройденная без служения
широким интересам и задачам общества,
не имеет оправдания.» (Н. Лесков)
Объяснение:
Схожие черты
Александр Чацкий и Алексей Молчалин – молодые дворяне. Именно в этих характеристиках проявляется сходство героев. Одинаковые по возрасту и происхождению персонажи имеют противоположные взгляды на жизнь. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.
“Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захотел бы, был бы деловой,
Жаль, очень жаль, он малый с головой.
И славно пишет, переводит”.
Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:
А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…
Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:
В мои лета не должно сметь,
Своё суждение иметь.
Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.
Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:
“Кто делу служит, а не лицам… ”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Осип: (спотыкается о чемодан) Ух, окаянный! Чего изволите?
Хлестаков: Ты… это… Разобрал бы чемоданы что ли?! Да, Тряпичкин когда будет?
Осип: Через час, сударь. Они просили, чтобы вы понаряднее были.
Хлестаков: Понаряднее... Понаряднее! Я ему что? Барышня какая?!
Осип: Не могу знать, сударь!
Хлестаков: Ладно. Ступай!
Осип уходит.
Хлестаков: Тряпичкин! Подставил, друг! В этот же город! Встречу назначил. На званый обед к своему приятелю позвал!? ( пожимает плечами). Удобно ли? А что как встречу кого знакомого? Землянику или того хуже Городничего! Чует моё сердце, зря я сюда приехал. Года не Помнят поди всё. Зря! Зря! (прохаживается по комнате, задумавшись).
Раздается стук в дверь.
Хлестаков: Кто там?
Входит Тряпичкин.
ЯВЛЕНИЕ 2.
Хлестаков и Тряпичкин.
Хлестаков: (удивлённо) Тряпичкин?!
Тряпичкин: Я, друг мой, я! (медленно обходит чемоданы и важно садится в кресло) Ты не готов?
Хлестаков: Осип сказал, что ты через час будешь?
Тряпичкин: Хотел осмотреть город, так ли ты мне, друг мой, его описал, да быстро управился. Уж очень он мал. Встретил кстати местно го судью...
Хлестаков: Аммоса Федоровича?!
Тряпичкин: Нет-нет, Павла Николаевича Удальцова. Хороший человек, знающий… Я с ним имел беседу. Только не пойму, о каком судье ты, друг мой, говорил?
Хлестаков: О Ляпкине – Тяпкине!
Тряпичкин: Нет, такого не встречал. Что-то здесь не так, друг мой. Город не такой уж грязный, как ты описывал, но пару свиней встретил, и это я не про животных. Ну, и что же ты стоишь? Собирайся!
Хлестаков: Я, Иван, не пойду на обед. Боюсь встретить знакомые лица.
Тряпичкин: Друг мой, ты глупее своих домашних тараканов, еще и невнимателен. Я говорил тебе, что соберутся люди невысокого положения: мои знакомые. Поверь: весело будет. Пригласил нас Петр Иванович Простодыров , тот который каждую неделю званые обеды да вечера устраивает. Что ни повод – так гулянье! А теперь у него сын женится, вот он и собрал всех, кого сколько-нибудь знал.
Хлестаков: Нет, Иван, нет! Уж больно рискованно!
Тряпичкин: Не глупи! Мы туда да обратно, а наутро уж из города вон! Никто и не заметит. (зовёт Осипа) Осип! Зато со здешними барышнями пофлиртуем! (громко кричит) Осип!
Входит Осип.
Осип: Чего изволите?
Тряпичкин: Что ты так долго?! Готовь сударю одеяния, и лошадей вели напоить. Мы едем к Простодырову!
Все уходят.
Действие второе.
Длинный коридор, с выцветшим ковром на полу. В конце коридора дверь в залу, из которой раздаются крики, смех и музыка.
ЯВЛЕНИЕ 1.
Хлестаков и Тряпичкин. Хлестаков в нерешительности останавливается перед дверью залы.
Тряпичкин: Друг мой, что же ты медлишь?! Слышишь? Гулянье в самом разгаре! (решительно подходит к двери).
Хлестаков: Стой! Нужно проверить, нет ли там городничего?!
Тряпичкин: Да откуда ему там быть? Говорил же, это дружеская встреча.
Неожиданно дверь открывается и на пороге появляется Простодыров.
ЯВЛЕНИЕ 2.
Хлестаков, Тряпичкин и Простодыров.
Простодыров: Иван Васильевич! Сколько лет, сколько зим?! Я уж думал, что вы не приедете! А это кто? А! Хлестаков!
Хлестаков: Здравствуйте, Петр Иванович! А там (боязливо, указывает на дверь) есть городничий?
Простодыров: Городничий?! Что ты! У нас такие не водятся!
Хлестаков: А Земляника? Или Ляпкин-Тяпкин?
Простодыров: (Тряпичкину) Что это с ним?
Тряпичкин: Дурак.
Простодыров: А вот и наша невеста со своими подругами!
В комнату входит Марья Антоновна.
ЯВЛЕНИЕ 3.
Те же и Марья Антоновна.
Марьяна Антоновна: Ревизор! (смутившись) Вы…
Немая сцена.
Все смотрят на Хлестакова, он в оцепенении на Марью Антоновну.
Тишину прерывает громкий выдох Тряпичкина.
Тряпичкин: Ох!
Марья Антоновна: (стараясь сохранять спокойствие, язвительно) Ну, здравствуйте, Иван Александрович! Очень рада вас видеть! Смотрю, вы всё тот же! Совсем не изменились! А я вот, замуж выхожу! Вас так и не дождалась! Глупая! Надеялась выйти за богатого чиновника, а теперь?! Вы уже знаете? Батюшка мой уже не городничий! Дворы подметает, да за свиньями убирает! Всех, всех в городе с постов снесли… А вы! Вы сбежали! Сбежали! Так подло! Вы, Иван Александрович, не человек, вы хуже…
Хлестаков мгновение смотри на неё, а потом убегает.
Марья Антоновна: (вслед) Трус! Вы нам всем жизнь испортили!
Действие 3.
Комната Хлестакова.
ЯВЛЕНИЕ 1.
Хлестаков.
Хлестков: Попался! Попался, дурак! Говорил, говорил, что плохая это затея! (громко кричит) Осип!
Никто не приходит.
Хлестаков: Осип! Осип! Где ты, чёрт?!
Слышится шарканье.
Входит Осип.
ЯВЛЕНИЕ 2.
Хлестаков и Осип.
Осип: Уже вернулись? Отчего так скоро?
Хлестаков: Вели подать лошадей! Бежать поскорее из этого города!
Осип: Неужто поймали?! Кто? Городничий?!
Хлестаков: Дочь его, Марья Антоновна. Беда! Беда, Осип! Э-эх! Всех подставил! Городничий теперь дворы подметает! Вместо Ляпкина-Тяпкина - Удальцов!
Осип: То-то, говорят, в городе легче жить стало!
Хлестаков: Бежать! Бежать!
Осип: ( в зал) Эх, всем по заслугам, а у нас всё то же!