На работу по пьесе я отвожу два урока, третий — обобщающий урок-размышление. на первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям. в процессе подготовки к итоговому уроку были поделены на творческие группы с : группа «актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «богемские леса»; группа «художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев — франца моора и карла моора; группа «исследователи» работала над романом а.с. пушкина «дубровский»; группа «искусствоведы» работала над создания 9-й симфонии л.в. бетховена. оформление: театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению. музыкальное сопровождение: л.в. бетховен. 9-я симфония, ода «к радости». эпиграф: “я и вправду могу вызвать изумление” (карл моор). вступительное слово учителя на предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой поэта и драматурга фридриха шиллера (1759–1805) «разбойники», писателя, которого а.с. пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох — гомером, данте, шекспиром, расином. сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “поговорим о бурных днях кавказа, о шиллере, о славе, о любви”, — произнесём мы вслед за а.с. пушкиным. сегодняшний урок — урок-размышление над прочитанным. мы постараемся ответить на вопросы: как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? нужны ли нам в современности пьесы шиллера или они стали глубокой ? что же такое классика, классическое произведение? какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы? беседа с классом — действие пьесы «разбойники» происходит в германии xviii века. сюжет её построен на вражде двух братьев. что вы можете сказать о главных героях пьесы? ответы учащихся главные герои — братья карл и франц мооры. один из них — младший брат франц — человек бессердечный, лицемерный, низкий. он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца — графа фон моора. вероломный, деспотичный, безобразный внешне франц преследует лишь одну цель — власть и деньги. другой — благородный, пламенный, героический, дерзкий карл моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников. — какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? обоснуйте это. при характеристике персонажей шиллер использует приём антитезы. контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки. один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить карла. другой — великодушный, способный на возвышенные чувства. в характеристике братьев используются антонимы: подлый — великодушный, бессовестный — честный, аморальный — благородный. — посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «художники». как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (развёрнутые ответы учащихся.)
Ро́берт Лью́ис Сти́венсон (англ. Robert Louis Stevenson, первоначально Robert Lewis Balfour Stevenson; 13 ноября 1850, Эдинбург — 3 декабря 1894, Уполу, Самоа) — шотландский писатель и поэт, автор всемирно известных приключенческих романов и повестей, крупнейший представитель английского неоромантизма.Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, в семье потомственного инженера, специалиста по маякам. Среднее образование получил в Эдинбургской академии, высшее — в Эдинбургском университете, где сначала учился на инженера, получил в 1871 году за работу «Новый вид проблескового огня для маяков» серебряную медаль на конкурсе Шотландской академии, но потом перешёл на юридический факультет, который окончил в 1875 году. Получив при крещении имя Роберт Льюис Бэлфур, 18-летним отказался от Бэлфур (девичьей фамилии матери) в своём имени, а также изменил написания с Lewis на Louis. Утверждают, что консерватор Томас Стивенсон не любил либерала по имени Льюис и решил писать имя своего сына (которого в семье почти никогда не называли Робертом) по-французски, но произносить по-английски.[1] Ещё в три года заболел крупом, что привело к серьёзным последствиям. По мнению большинства биографов Стивенсон страдал тяжёлой формой туберкулёза лёгких (по утверждению Э. Н. Колдуэлла, ссылавшегося на мнения врачей, лечивших или осматривавших писателя, — тяжёлой болезнью бронхов).[1] В юности хотел жениться на Кэт Драммонд, певице из ночной таверны, но не сделал этого под давлением отца.[1] Первая книга, очерк «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год», брошюра, изданная тиражом в сто экземпляров на деньги отца, вышла в 1866 году (уже тогда проявился большой интерес Стивенсона к истории родной Шотландии). В 1873 году вышел очерк «Дорога», носивший просто символическое название (несмотря на болезнь, Стивенсон много путешествовал). Через три года вместе с другом Уильямом Симпсоном он на байдарках совершил путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции. Во французской деревне Барбизон, которая стала центром Барбизонской художественной школы, основанной уже покойным Теодором Руссо, куда благодаря железнодорожному пути из Парижа в городскую общину приезжали молодые английские и американские художники, Стивенсон познакомился с Фрэнсис (Фанни) Матильдой Осборн. Эта замужняя женщина, бывшая старше Стивенсона на десять лет, увлекалась живописью и поэтому находилась среди художников. Вместе с ней в Барбизон приехали шестнадцатилетняя дочь (будущая падчерица Айсабэл Осборн, впоследствии писавшая произведения Стивенсона под диктовку) и девятилетний сын (будущий пасынок и соавтор писателя Ллойд Осборн).[1] Вернувшись в Эдинбург, Стивенсон выпустил книгу очерков «Путешествие внутрь страны» (1878). За год до этого он опубликовал в журнале «Темпл Бар» своё первое художественное произведение — рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». В 1878 году, снова находясь во Франции, Стивенсон пишет объединённые одним героем циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», которые с июня по октябрь под названием «Современные тысяча и одна ночь» печатает в журнале «Лондон». Через четыре года серию рассказов (под названием «Новые тысяча и одна ночь») удаётся издать отдельной книгой.[1]
Ещё в три года заболел крупом, что привело к серьёзным последствиям. По мнению большинства биографов Стивенсон страдал тяжёлой формой туберкулёза лёгких (по утверждению Э. Н. Колдуэлла, ссылавшегося на мнения врачей, лечивших или осматривавших писателя, — тяжёлой болезнью бронхов).[1]
В юности хотел жениться на Кэт Драммонд, певице из ночной таверны, но не сделал этого под давлением отца.[1]
Первая книга, очерк «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год», брошюра, изданная тиражом в сто экземпляров на деньги отца, вышла в 1866 году (уже тогда проявился большой интерес Стивенсона к истории родной Шотландии). В 1873 году вышел очерк «Дорога», носивший просто символическое название (несмотря на болезнь, Стивенсон много путешествовал). Через три года вместе с другом Уильямом Симпсоном он на байдарках совершил путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции. Во французской деревне Барбизон, которая стала центром Барбизонской художественной школы, основанной уже покойным Теодором Руссо, куда благодаря железнодорожному пути из Парижа в городскую общину приезжали молодые английские и американские художники, Стивенсон познакомился с Фрэнсис (Фанни) Матильдой Осборн. Эта замужняя женщина, бывшая старше Стивенсона на десять лет, увлекалась живописью и поэтому находилась среди художников. Вместе с ней в Барбизон приехали шестнадцатилетняя дочь (будущая падчерица Айсабэл Осборн, впоследствии писавшая произведения Стивенсона под диктовку) и девятилетний сын (будущий пасынок и соавтор писателя Ллойд Осборн).[1]
Вернувшись в Эдинбург, Стивенсон выпустил книгу очерков «Путешествие внутрь страны» (1878). За год до этого он опубликовал в журнале «Темпл Бар» своё первое художественное произведение — рассказ «Ночлег Франсуа Вийона». В 1878 году, снова находясь во Франции, Стивенсон пишет объединённые одним героем циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», которые с июня по октябрь под названием «Современные тысяча и одна ночь» печатает в журнале «Лондон». Через четыре года серию рассказов (под названием «Новые тысяча и одна ночь») удаётся издать отдельной книгой.[1]