1.вступление н.в.гоголь в своей повести использует фольклор, народные поверья. писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом. 2.описание внешности «вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… спереди совершенно : узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста , можно было догадаться, что он не и не губернский стряпчий, а просто черт…» 3.черты характера и его поступки. 1)черт показан гоголем как хитрый проказник. «между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше» 5 2) «черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин , как черта бьют кнутами и изгоняют из ада. 3)черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего. «ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду» он заигрывает с ней, как только остается свободная минута. «черт между тем не на шутку разнежился у солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласиться удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все, кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло». 4) черт обрадовался, что может отомстить кузнецу. «теперь- то попался кузнец! » - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! » он старался уговорить кузнеца, обхитрить. 5) как и все сказочные герои он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. что без труда влез к нему в карман» вывод у черта ничего не получилось. единственное о чем он думал, чтоб вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «и так, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».
Мне не хочется здесь большой анализ проводить, однако несколько слов скажу: гениальный наш поэт в этом стихотворении, как, впрочем, и во многих других предстаёт перед нами не только как мастер стиха, безукоризненно гранящий из цельного материала - слова- форму и суть, пушкин в таком коротком стихотворении точно, научно, я бы даже сказала, даёт нам ответ о причине нашей иногда трудно объяснимой любви к родине. почему люди, судьба которых сложилась успешно в чужих землях, так рвутся, так без родных им отечеств. почему многие аристократы жили с нансеновскими паспортами, которые не определяли их отечества? да потому что самостояние, величие своё не меняли на сытость и деньги. им было важно чувствовать себя частицей родины, которая не просто границы и земля, но те их родные и родные родных, которые лежат в этой земле, вот почему деникин просил похоронить его в россии. потому что в россии его праху будут поклоняться, поняв в конце концов, кто он был для этой земли, а уж он -то никогда себя от неё не отделял. ну вот немножко, простите, не то вам, наверное, надо.