Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. пусть весьма неполный, но зато свой собственный. дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. статьи кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём.на кого рассчитан словарь. словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей.что входит в словарь. словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, , биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д. как пользоваться словарем. словарик построен по принципу записной книжки: справа вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. вот список страниц словаря: а-б|в-г|д-е|ж-з|и-к|л-м|н-о|п-р|с-т|у-ф|х-ц|ч-ш|щ-ы|э-я|0-9, a-z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей| статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «канон», а не «каноны». после названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «аурипигмент, аврепигмент, аврипигмент, желть, раушгельб, ражгиль». могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] к некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «хламида (лат. chlamidis — плащ)». даты приводятся по по двум стилям — «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб»по возможности, я постарался иллюстрации к статьям, но из-за места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. часть специфических ссылок обозначается значками: — ссылки на книги и тексты — на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) — на архитектурные сооружения — на страницы и сайты в интернетеесли же после словарной статьи вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).вы можете также заглянуть в список всех статей словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). список используемых источников на последней странице словаря.о составителях словаря можно узнать на странице «об авторах». интересна ли вам его форма и содержание? может быть, у вас есть дополнения или замечания? обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте несусвету.
Былины строятся по определённому плану. большинство былин начинается зачином. в нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь бытия в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. повествование ведётся медленно, не спеша. так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. так, в былине об илье муромце и соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы соловья-разбойника. обы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. например: прямоезжая дорожка заколодела, заколодела дорожка, замуравела. или: во стольном во городе во киеве, у ласкового у князя у владимира. вторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. в разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр. такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами. иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины: то старина, то и дёянье, т. е. так было в старину, это - быль. вный герой былин - богатырь. чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов. если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). под стать богатырю и его конь: «первый скок коня - на много вёрст, а второй скок - и найти нельзя». чтобы подчеркнуть силу богатыря, гиперболически изображается его враг. несметные силы врага «серому волку дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». в былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. в течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. так, богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни. часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. поэтому их называют постоянными эпитетами. в былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные. жную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. они выражают народную оценку героев былин. богатыри часто называются ласкательными именами: илюшенька, добрынюшка никитич, микулушка селянинович и т. п. суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. у него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д. былина произносится нараспев. подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). в связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («соловей- соловей», «молодой», «молодый», «молодый»). ревней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни народа. это былины бытовые. важнейшая из них - былина о вольгё и микуле. в ней прославляется народный труд. в илье муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. в образе микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.