Вреальном мире “мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — чичиков и плюшкин. образ плюшкина отличается от образов остальных жителей города. в поэме гоголь выделяет главу с плюшкиным, она расположена ровно посередине. глава начинается и оканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. это и показывает, что глава действительно важна. можно сказать, эта глава совершенно выбивается из общего плана. когда чичиков приезжал к другим чиновникам для покупки мертвых душ, все было однотипным: чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. но глава с плюшкиным как бы прерывает эту однообразную цепочку. только у одного жителя города, у плюшкина, показана его жизни, т. е. перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого состояния. плюшкина — это трагедия его жизни. постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. но умерла ли его душа до конца? при упоминании имени его товарища на лице плюшкина “скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства”. это значит, что в плюшкине осталось что-то живое, что душа его не застыла, не окостенела совсем. живыми у плюшкина были и глаза. в шестой главе содержится подробное описание сада плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. сад — это своеобразная метафора души плюшкина. только у плюшкина в имении находятся две церкви. из всех помещиков только плюшкин произносит обличительный монолог после отъезда чичикова. все это позволяет нам сделать вывод, что душа плюшкина не совсем закаменела. вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является чичиков. его зовут павел, а это имя апостола, который пережил душевный переворот. так и чичиков во втором томе должен был стать апостолом, возрождать души людей, наставлять их на путь истинный. и уже в первом томе на это есть намек. гоголь доверяет чичикову рассказать о былых богатырях и этим как бы воскресить крестьян. идеальный мир “мертвых душ”, который предстает перед читателями в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. в идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека. таким образом, в первом томе “мертвых душ” н. в. гоголь изображает все отрицательные стороны действительности. писатель открывает людям, что их души стали мертвыми, и, указывая на пороки людей, тем самым возвращает к жизни их души.
Українсьі письменники дуже полюбляють у своїх творах возвеличувати рідну землю,змальовувати її природу,розповідати про людей,які жили на теренах україни.проте не тільки наші письменники зачаровуються країною,в якій ми живемо.багато відомих творців світової літератури у своїх творах згадують про велич і славу ураїнського народу. одним з таких творців можна вважати джорджа байрона,який у 1819 році написав поему"мазепа".героєм байронового твору мазепа став тому , що був відомий як борець за незалежність козацьої держави,але не тільки це зацікавила ійського письменника,його захопила легенда про любов мазепи до дружини заможного польського шляхтича,яку він й детально описав у творі "мазепа". наскільки відомо байрон ніколи не був на україні, хоча це зовсім не завадило йому описати усе чим славилась вона: степами ,лі ліси на козаччині ось як він пише: це був безкраїй дикий праліс кремезних вікових дерев, що вже не гнув їх вітру рев, лиш хмиз обламував з дубів, з сибірських вибігши степів. окрім природи він детально описує мазепу та інших історичних постать,які жили в кінці 17-на початку 18 ст. приємно усвідомлювати що історією твоєї країни цікавляться іноземцями,що природою ,яка на україні змальовується багатьма зарубіжними письменниками. твір байрона дає змогу оцінити нам україну з іншої точки зору,побачити її з іншої сторони ,за що ми йому і вдячні.