Стихотворение а.с. пушкина «птичка» написано в 1823 году. впервые оно появляется в письме поэта, которое он пишет своему другу н.и. гнедичу. в это время поэт находился в ссылке в бесарабии. вероятно, именно такая пронзительная тоска по родине и по свободе слышится в восьми строках небольшого стихотворения. стихотворение написано четырехстопным ямбом – типичным для поэта стихотворным размером, в нем используется перекрестная рифмовка. две строфы читаются легко и быстро, и это как будто подчеркивает легкость и мимолетность момента. в первом четверостишии поэт описывает обычай, знакомый ему еще из родных мест: в светлый праздник весны, то есть, на пасху, он выпускает на свободу птицу, как выпускают в небо крылатых вестников пришедшей весны тысячи его соотечественников, ведь птица – это символ святого духа. птиц не только выпускали на свободу, но и выпекали из теста, и рисовали на пасхальных яйцах. там, где поэт пребывает сейчас, люди не знают о таком обычае, у них свои праздники и свои традиции, чуждые ссыльному, и от этого ему еще печальней, еще сильнее ощущает он одиночество. есть в этом четверостишии отсылка и еще к одной традиции: на пасху в россии люди, хорошим доходом, могли выкупить из тюрьмы безвинного человека, угодившего туда за долги. вот так же и поэту хотелось бы вернуться из ссылки, но нет того, кто мог бы его освободить.если не нравится ,могу ! )
Вроде бы все было просто и понятно: лирический герой выпускает на волю птичку «при светлом празднике весны» и становится «доступен утешенью». «Светлый праздник весны» — это Христово Воскресенье (Пасха), а в одном из писем другу поэт писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это».Стихотворение Пушкина называется «Птичка». Но разве оно о птичке? Разве за рассказом о том, как лирический герой выпустил птичку, не стоит какой-то более глубокий смысл? И сразу обращаю внимание на слово чужбина; все это происходит вдали от Родины, на чужбине. Почему же тогда наблюдаю? Не мог он этого наблюдать там, тем более «свято». Как можно «свято наблюдать»? Значит, слово наблюдаю здесь имеет значение не «смотрю», а «соблюдаю». Теперь все становится на свои места: и на чужбине, вдали от Родины «свято» соблюдаю «родной обычай старины». Это тема. А идея?Пытаюсь найти ключевые слова текста. По-моему, это «воля» — «свобода». Наверное, не просто так автор это понятие с синонимов называет дважды. Опять обращаюсь за к словарю. Слово свобода — многозначное. Из четырех значений, данных в толковом словаре С.И. Ожегова, выбираю последнее: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе». А к слову воля', — «свободное состояние» дан омоним воля осуществлять желания».Свобода — ее нет у лирического героя, и именно ее дарит он птичке. Но ведь жизнь без свободы бессмысленна, без нее невозможно счастье?! О каком же «утешении» говорит лирический герой? Опять обращаюсь к тексту стихотворения. Изгнанник не стал свободным, но подарил свободу другому (птичке) и в этом нашел «утешение». Он не ожесточился, не перестал верить в Добро. А если ты делать добрые дела, значит, Бог не забыл тебя.Действительно, слова свобода — воля часто воспринимаются как близкие синонимы. На самом деле между ними имеются глубокие различия. На наш взгляд, специфически русское понятие выражено в слове воля. Именно воля издавна ассоцировалась в сознании русского человека с бескрайними просторами, «где гуляем лишь ветер... да я».