Предварительно к уроку вы получили задание прочитать повесть Н.В.Гоголя “Портрет”, задать вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке ответ, прикрепить их на доске на стикер. Уходя с урока, не забудьте вернуться к своим вопросам и, если вы получили ответ на свой вопрос, снимаете его, а если не получили, оставляете. Это будет для меня сигналом, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке.
2) Задание: Восстановить логическую цепочку. (Приложение 2).
Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.
А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.
Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.
– модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.
Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.
История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – “украден” – приносит несчастья – монах.
В правильном варианте это будет выглядеть так:
Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть – болезнь ужасна – жизнь прервалась.
Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – “украден”.
Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по её содержанию, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.
Беседа с классом:
– Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?
– Кто ещё являются героями повести? (художники)
– Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?
– Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник-ремесленник, художник-гений, художник-иконописец).
3) Работа с текстом повести.
Работаем в группах. Каждая группа выбирает себе один тип художника: исследовав текст произведения, определить, какой тип художника стоит за каждым из них?
Задание: проанализировать по тексту повести Гоголя “Портрет” один тип художника. Сформулировать, какой тип отношения к искусству стоит за каждым художником? Найти в тексте доказательства. Сделать вывод.
Критерии:
1)отношение к искусству (цель)
2)отношение к труду
3)отношение к славе
4)образ жизни (быт)
5)отношение к людям
Что, по мнению Гоголя, есть истинное искусство? Что губит талант?
На работу даётся 10-15 минут.
Итогом вашей работы будет не только устное выступление от группы, но и оформленный листок с таблицей, графиком … .
Каждая группа выступает со своим проектом.
Ремесленник – Андрей Петрович Чартков, главный герой повести. Талантлив, следует природе. Но…стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.
Гений. Сумел сохранить и возвеличить свой талант. Этот человек всем пожертвовал, всё отдал искусству, и талант его претворился в гений. Это творец...
Высший тип художника. Он занимался не светской, а религиозной живописью. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит себе человека. Он высказывает взгляд Гоголя на творчество: “Спасайте чистоту души своей”. Творчество – дело прежде всего духовное, и его нельзя загрязнять тщеславием”.
4) Делается общий вывод:
Идеалы для человека: духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Гоголь говорит о том, как должно жить и действовать русским людям. Жизнь перед людьми творческими ставит много проблем. Одна из них: искусство и реальность. А они отражают мир, в котором живут.
5) Домашнее задание: письменная работа на выбор:
– перечитайте финал 1 части повести, представьте, что Чартков оставил посмертное письмо юным художникам (потомкам). Напишите его (сочинение-письмо);
2) Задание: Восстановить логическую цепочку. (Приложение 2).
Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.
А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.
Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.
– модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.
Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.
История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – “украден” – приносит несчастья – монах.
В правильном варианте это будет выглядеть так:
Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть – болезнь ужасна – жизнь прервалась.
Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – “украден”.
Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по её содержанию, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.
Беседа с классом:
– Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?
– Кто ещё являются героями повести? (художники)
– Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?
– Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник-ремесленник, художник-гений, художник-иконописец).
3) Работа с текстом повести.
Работаем в группах. Каждая группа выбирает себе один тип художника: исследовав текст произведения, определить, какой тип художника стоит за каждым из них?
Задание: проанализировать по тексту повести Гоголя “Портрет” один тип художника. Сформулировать, какой тип отношения к искусству стоит за каждым художником? Найти в тексте доказательства. Сделать вывод.
Критерии:
1)отношение к искусству (цель)
2)отношение к труду
3)отношение к славе
4)образ жизни (быт)
5)отношение к людям
Что, по мнению Гоголя, есть истинное искусство? Что губит талант?
На работу даётся 10-15 минут.
Итогом вашей работы будет не только устное выступление от группы, но и оформленный листок с таблицей, графиком … .
Каждая группа выступает со своим проектом.
Ремесленник – Андрей Петрович Чартков, главный герой повести. Талантлив, следует природе. Но…стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.
Гений. Сумел сохранить и возвеличить свой талант. Этот человек всем пожертвовал, всё отдал искусству, и талант его претворился в гений. Это творец...
Высший тип художника. Он занимался не светской, а религиозной живописью. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит себе человека. Он высказывает взгляд Гоголя на творчество: “Спасайте чистоту души своей”. Творчество – дело прежде всего духовное, и его нельзя загрязнять тщеславием”.
4) Делается общий вывод:
Идеалы для человека: духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Гоголь говорит о том, как должно жить и действовать русским людям. Жизнь перед людьми творческими ставит много проблем. Одна из них: искусство и реальность. А они отражают мир, в котором живут.
5) Домашнее задание: письменная работа на выбор:
– перечитайте финал 1 части повести, представьте, что Чартков оставил посмертное письмо юным художникам (потомкам). Напишите его (сочинение-письмо);
– эссе по впечатлениям от рассказа;
– Какова цель человека в жизни? – делать Добро!?
1. Семья, ребенок,школа,климат
2. Семья, чувство юмора, семейные события,смех
3. Свежий-утративший своих естественных свойств, доброкачественности.
весёлый- Весёлым называют человека, который любит шутить, смеяться, обладает жизненным оптимизмом.
Атмосфера- неотъемлемая часть природной среды планеты Земля.
4. Чувство юмора - Әзіл- оспақты түсіне білу.
5. Весёлый- грустный, скучный, печальный
объединить-разделить,разъединить, разобщить
приносит- уносит, относить, отводить
радость-горе, печаль, страдание
6. Радость и дружелюбие
Объяснение:
оп онай го