это первая крупная послеоктябрьская поэма в . в ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и александр блок. в “двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. в самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках христа, шедших за ним. но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах петрограда действительно состояли из двенадцати человек.
в поэме достаточно много различных символических образов. символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. в этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.
действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. но явления природы не только фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.
двуплановость образного строя “двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:
черный вечер,
белый снег,
ветер, ветер!
в основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “уж мы плакали, ”. особенно непримирим к новому давний недруг блока — либеральный болтун. он охарактеризован кратко и убийственно: “длинные волосы и говорит должно быть, писатель-”.
старый мир обречен. его представители изображаются автором иронически. в их изображении он использует сравнения — броские и емкие:
стоит буржуй на перекрестке
и в воротник нос.
а рядом жмется шерстью жесткой,
поджавши хвост паршивый пес.
но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:
стоит буржуй, как пес голодный,
стоит безмолвный, как вопрос.
и старый мир, как пес безродный,
стоит за ним, поджавши хвост.
сюжет в главах поэмы развивается последовательно. он не столько фабульный, сколько психологический. двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. в них бушуют и темные страсти. их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “свобода, свобода, эх, эх, без креста! ”.
поэт безоговорочно происходящее. он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “мы на горе всем буржуем мировой раздуем”. но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. смысл жизни они обретают революции.
поэма “двенадцать” впервые в подчеркнула вселенский размах революции. важнейшее значение произведения заключалось в том, что блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. в этом поэма была новаторской.
в поэме “двенадцать” блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.
поэма “двенадцать” принадлежит к вершинам , стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “медный всадник” а. с. пушкина, “кому на руси жить хорошо” н. а. некрасова.
Тема революции в поэме блока “12” “революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. гул этот все равно о великом.” (из статьи блока “интеллигенция и революция”) блок восторженно принял октябрьскую революцию. октябрьская революция открыла блока как художника, вдохновила его на создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “сегодня я- гений! ” в “12” блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических и метелях образ освобожденной революцией родины. он понял и принял октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой ”, в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир. такое восприятие октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения. беспощадно , “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. в героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции. ветер, вьюга, метель, снег- это образы ,символизирующие стихию очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления. в основе произведения - конфликт старого и нового. их непримиримость подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. образ христа блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и к распаду старого, языческого мира. в этом блок усматривал известное сходство с крушением царской помещичье-буржуазной россии. но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно- значением октября. “вдаль идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. это и есть главное и основное, что определяет смысл и значение “12” как величественного памятника октябрьской эпохи. поэма “12” сделала имя а. блока поистине всенародно-известным. строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы , на знамена первых воинских частей красной армии. “всем телом, всем сердцем слушайте революцию”, -призывал поэт. чистый и сильный голос блока революцию как новый день мира.
ответ:
это первая крупная послеоктябрьская поэма в . в ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и александр блок. в “двенадцати” поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. в самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках христа, шедших за ним. но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах петрограда действительно состояли из двенадцати человек.
в поэме достаточно много различных символических образов. символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию блока: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. в этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в “двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.
действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. но явления природы не только фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. образы ветра, снежной бури — символы очистительной стихии.
двуплановость образного строя “двенадцати” ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:
черный вечер,
белый снег,
ветер, ветер!
в основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и нового. столкновение не может закончиться примирением — настолько контрастны борющиеся силы. их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”. автор конкретизирует содержание “черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”, “барыня в каракуле”. образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп — “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “уж мы плакали, ”. особенно непримирим к новому давний недруг блока — либеральный болтун. он охарактеризован кратко и убийственно: “длинные волосы и говорит должно быть, писатель-”.
старый мир обречен. его представители изображаются автором иронически. в их изображении он использует сравнения — броские и емкие:
стоит буржуй на перекрестке
и в воротник нос.
а рядом жмется шерстью жесткой,
поджавши хвост паршивый пес.
но “пес” так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:
стоит буржуй, как пес голодный,
стоит безмолвный, как вопрос.
и старый мир, как пес безродный,
стоит за ним, поджавши хвост.
сюжет в главах поэмы развивается последовательно. он не столько фабульный, сколько психологический. двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. в них бушуют и темные страсти. их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “свобода, свобода, эх, эх, без креста! ”.
поэт безоговорочно происходящее. он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: “мы на горе всем буржуем мировой раздуем”. но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. смысл жизни они обретают революции.
поэма “двенадцать” впервые в подчеркнула вселенский размах революции. важнейшее значение произведения заключалось в том, что блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. в этом поэма была новаторской.
в поэме “двенадцать” блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.
поэма “двенадцать” принадлежит к вершинам , стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “медный всадник” а. с. пушкина, “кому на руси жить хорошо” н. а. некрасова.
объяснение: