Картина Шишкина «Рожь» - классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним – такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии – земли и воздуха – звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й выставке передвижников – и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.
Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется «странным человеком», так о нем говорят почти все персонажи.
Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями.
Так же он поступает и с Мери — он начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки.
Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества — такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья, как, например, в случае с «честными контрабандистами». Кажется, всем, с кем общается, Печорин приносит одни несчастья — по его вине убивают Бэлу, Вера и княжна Мери страдают от неразделенной любви к Григорию Александровичу, а Грушницкий пал от его же руки. И даже Вулич погибает — погибает после того, как Печорин сказал тому о его скорой смерти.
Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я сделался нравственным калекой. » — пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
Это все должно было бы вызывать жалость в читателе, но Печорин, привыкший отталкивать от себя людей, отталкивает от себя и людей, читающих это произведение. Как только читатель начинает верить, что Печорин на настоящие чувства, что он не до конца похоронил их в себе, как, например, в эпизоде, когда он посреди ночи скачет по дороге в Пятигорск, пытаясь догнать Веру — Григорий Александрович тут же все портит.
И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин — умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман «Герой нашего времени», — ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.
Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями.
Так же он поступает и с Мери — он начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки.
Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества — такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья, как, например, в случае с «честными контрабандистами». Кажется, всем, с кем общается, Печорин приносит одни несчастья — по его вине убивают Бэлу, Вера и княжна Мери страдают от неразделенной любви к Григорию Александровичу, а Грушницкий пал от его же руки. И даже Вулич погибает — погибает после того, как Печорин сказал тому о его скорой смерти.
Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я сделался нравственным калекой. » — пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
Это все должно было бы вызывать жалость в читателе, но Печорин, привыкший отталкивать от себя людей, отталкивает от себя и людей, читающих это произведение. Как только читатель начинает верить, что Печорин на настоящие чувства, что он не до конца похоронил их в себе, как, например, в эпизоде, когда он посреди ночи скачет по дороге в Пятигорск, пытаясь догнать Веру — Григорий Александрович тут же все портит.
И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин — умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман «Герой нашего времени», — ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.