Автор любит свою героиню. Поэтому Ассоль противопоставлена обывательскому миру приморской деревни. "Скажи, почему нас не любят? "-"Э, Ассоль, -говорил Лонгрен, -разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". С самых первых страниц повести подчеркивается, что Ассоль сама по себе интересная и необычная девушка. Ассоль уже (вне зависимости от наличия или отсутствия на горизонте Грэя) обладает даром особого восприятия жизни, отличающегося от обывательского видеть за обыденностью "иное" (видеть сверх видимого) . И писатель награждает свою героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и верное сердце.
Характер Аси во многом объясняется се судьбой. Ася-побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Поэтому Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть её гордость. Её отличают нравственная чистота, искренность к сильным страстям, мечта о большой любви. Запросы её к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Её внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.
Гагин -старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе. "...От него... так и веяло мягким, полуизнеженным, великорусским дворянином..." Гагин мягок, добродушен и мил. По замечанию г-на NN, это "русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара". Душевная аморфность обрекает его на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к Асе: Гагин любит Асю как сестру: "...она убедилась, что я точно признаю её за сестру и полюбил её, как сестру..." "...Как мне ни больно было с ней расстаться, – жить с ней вместе я никак не мог..." Гагин балует свою сестру Асю: "... он привык потакать ей во всем. Он только по временам добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом, как бы желая сказать: "Она ребенок; будьте снисходительны»..." "...Она у меня порядком избалована, как видите..." "...Он обходился с нею не по‑братски: слишком ласково, слишком снисходительно и в то же время несколько принужденно..." Но выходки Аси смущают Гагина, и он просит извинения за её "сумасшедшие поступки". У него есть "предрассудки, которые он уважает", в числе их: невозможность дворянину Н. Н. жениться на его сестре- незаконной дочери дворовой и ее барина... Он понимает больше самого Н. Н., что тот "не женится на Асе", и считает верхом неприличия" свой вопрос о женитьбе, отрицательный ответ на него Н. Н. для Гагина ясен с точки зрения "благородного человека", каким Гагин считает Н. Н.
В сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым несчастной развязке
"Скажи, почему нас не любят? "-"Э, Ассоль, -говорил Лонгрен, -разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". С самых первых страниц повести подчеркивается, что Ассоль сама по себе интересная и необычная девушка.
Ассоль уже (вне зависимости от наличия или отсутствия на горизонте Грэя) обладает даром особого восприятия жизни, отличающегося от обывательского видеть за обыденностью "иное" (видеть сверх видимого) .
И писатель награждает свою героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и верное сердце.
Ася-побочная дочь Гагина-старшего от горничной.
После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он,
перешла на попечение брата.
Поэтому Ася болезненно воспринимает свое ложное положение.
Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть её
гордость.
Её отличают нравственная чистота, искренность
к сильным страстям, мечта о большой любви.
Запросы её к жизни одновременно и очень велики, и очень
просты.
Она кажется странной и неестественной именно потому, что
обычная жизнь людей ее круга ей не по душе.
Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной.
Её внимание привлекают люди простые, она, как видно, и
сочувствует и в то же время завидует им.
Гагин -старший брат Аси, путешествующий русский дворянин,
художник-дилетант.
Владея значительным состоянием и ни от кого не завися,
он решает посвятить себя живописи и ради этого
странствует по Европе.
"...От него... так и веяло мягким, полуизнеженным,
великорусским дворянином..."
Гагин мягок, добродушен и мил. По замечанию г-на NN, это
"русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению,
немного вялая, без цепкости и внутреннего жара".
Душевная аморфность обрекает его на роль вечного дилетанта
в искусстве.
То же качество предопределяет его отношение к Асе:
Гагин любит Асю как сестру: "...она убедилась, что я точно
признаю её за сестру и полюбил её, как сестру..."
"...Как мне ни больно было с ней расстаться, – жить с ней вместе
я никак не мог..."
Гагин балует свою сестру Асю:
"... он привык потакать ей во всем. Он только по временам
добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом,
как бы желая сказать: "Она ребенок; будьте снисходительны»..."
"...Она у меня порядком избалована, как видите..."
"...Он обходился с нею не по‑братски: слишком ласково, слишком
снисходительно и в то же время несколько принужденно..."
Но выходки Аси смущают Гагина, и он просит извинения за её
"сумасшедшие поступки".
У него есть "предрассудки, которые он уважает", в числе их:
невозможность дворянину Н. Н. жениться на его сестре-
незаконной дочери дворовой и ее барина...
Он понимает больше самого Н. Н., что тот "не женится
на Асе", и считает верхом неприличия" свой вопрос о женитьбе,
отрицательный ответ на него Н. Н. для Гагина ясен с точки
зрения "благородного человека", каким Гагин считает Н. Н.
В сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления
и тем самым несчастной развязке