Тема семейности, настоящей любви, «мысль семейная» – одна из основных тем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Ведь через семейные отношения можно увидеть истинность мышлений и поступков человека, понять его убеждения и нравственные устои. Автор предлагает читателю понаблюдать за семьями Ростовых, Болконских, Курагиных. Все они отличаются друг от друга семейными устоями. Но семья Ростовых в романе «Война и мир» Толстого заслуживает особого внимания. Основа, на которой строятся отношения в этой семье – любовь. А любовь – есть самое благостное чувство из всех живущих в душе человека.
У писателя В.Зеньковского есть фраза: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен». Эти слова уместно отнести к семье Ростовых во всей их значимости. Теперь посмотрим на дом Ростовых в романе «Война и мир».
Дом Ростовых
Это особенный мир чистоты, естественности, простоты, мир, за который и уважает Лев Толстой «ростовскую породу».
Все в этом доме наполнено любовью и заботой. Вспомним прием гостей на именины двух Наташ. «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц», – говорит всем добродушный, гостеприимный граф Илья Ростов. Все в этом доме уместно: светский такт, общие разговоры, условности высшего света и беготня детей с веселыми криками в гостевой зале. Все описание дома Ростовых строится не с внешних характеристик стен, картин и сводов, а на основе проявления фамильных черт всего семейства. Толстой дает нам это увидеть через характеристику всех членов семьи.
Графиня и граф Ростовы
Начинается описание Ростовых в романе со сцены именин матери и дочери. Кстати, неслучайно, автор дает им одно имя на двоих – Наташа-дочь перенимает у Натальи-матери свойство семейного мира и уюта, гармонии при создании новой семьи. Граф радуется всем присутствующим, Толстой называет его «веселым старичком», который даже пускается в пляс с гостьей Марьей Дмитриевной. Графиня же на вопросы гостей о детях отвечала ласково и непринужденно: «Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться!» И это было истинной правдой: «До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием». Естественность ее поведения говорит об отсутствии лжи в семье вообще. Нет притворства даже перед гостями, все идет своим черед.
Не випадково в центрі уваги поетів були сторінки історії, які ілюстрували героїзм різних епох. Культивування героїчного як національного імперативу переслідувало конкретну мету — сформувати нову особистість, новий тип борця за українську справу, позбавленого комплексів національної меншовартості, спроможного піднятися на боротьбу за самостійність України.
У цьому зв’язку важливо з’ясувати вплив на творчість О.Теліги центральної постаті з-поміж «вісниківців», а саме Д. Донцова, блискучого літератора та ідеолога модерного націоналізму.
Творчість самого Д. Донцова слід розглядати як протидію зневірі й апатії, що панували в середовищі інтелігенції. Втрата жаданої державності, жорсткий окупаційний прес, ставили українців у стан безвиході. Здавалося, що закони логіки й здорового глузду не здатні розв’язати жодної проблеми.
Але Д. Донцов апріорі не сприймав раціональних розв’язок. Його ідеологічна концепція наголошувала на ірреальних, подекуди містичних чинниках, які не потребували логіки і не піддавалися раціоналізмові. Глибока, фанатична віра, джерелом якої є воля, спроможна вивести загнаний у духовне й фізичне гето народ, спрямувати його енергію на боротьбу з окупантами. Ідеї Д. Донцова полонили багатьох, а коли додати його блискучий і переконливий стиль, ерудованість та інтелектуалізм, то можна сповна збагнути причини популярності Д. Донцова серед молоді.
Однак, коли Д.Донцов сформував образ нової людини — «лицаря абсурду», то це ще не було розв’язкою всіх суспільних проблем. Інакше кажучи, ситуація потребувала концептуальних моделей, які давали б чіткі відповіді на питання, що стояли перед нацією у площині духовного, політичного, економічного, життя. Саме цю місію виконала Організація Українських Націоналістів. Теоретики й ідеологи організованого націоналістичного руху адаптували духовні концепції націоналізму в практичні програми дії.
Тема семейности, настоящей любви, «мысль семейная» – одна из основных тем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Ведь через семейные отношения можно увидеть истинность мышлений и поступков человека, понять его убеждения и нравственные устои. Автор предлагает читателю понаблюдать за семьями Ростовых, Болконских, Курагиных. Все они отличаются друг от друга семейными устоями. Но семья Ростовых в романе «Война и мир» Толстого заслуживает особого внимания. Основа, на которой строятся отношения в этой семье – любовь. А любовь – есть самое благостное чувство из всех живущих в душе человека.
У писателя В.Зеньковского есть фраза: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен». Эти слова уместно отнести к семье Ростовых во всей их значимости. Теперь посмотрим на дом Ростовых в романе «Война и мир».
Дом Ростовых
Это особенный мир чистоты, естественности, простоты, мир, за который и уважает Лев Толстой «ростовскую породу».
Все в этом доме наполнено любовью и заботой. Вспомним прием гостей на именины двух Наташ. «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц», – говорит всем добродушный, гостеприимный граф Илья Ростов. Все в этом доме уместно: светский такт, общие разговоры, условности высшего света и беготня детей с веселыми криками в гостевой зале. Все описание дома Ростовых строится не с внешних характеристик стен, картин и сводов, а на основе проявления фамильных черт всего семейства. Толстой дает нам это увидеть через характеристику всех членов семьи.
Графиня и граф Ростовы
Начинается описание Ростовых в романе со сцены именин матери и дочери. Кстати, неслучайно, автор дает им одно имя на двоих – Наташа-дочь перенимает у Натальи-матери свойство семейного мира и уюта, гармонии при создании новой семьи. Граф радуется всем присутствующим, Толстой называет его «веселым старичком», который даже пускается в пляс с гостьей Марьей Дмитриевной. Графиня же на вопросы гостей о детях отвечала ласково и непринужденно: «Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться!» И это было истинной правдой: «До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием». Естественность ее поведения говорит об отсутствии лжи в семье вообще. Нет притворства даже перед гостями, все идет своим черед.
Не випадково в центрі уваги поетів були сторінки історії, які ілюстрували героїзм різних епох. Культивування героїчного як національного імперативу переслідувало конкретну мету — сформувати нову особистість, новий тип борця за українську справу, позбавленого комплексів національної меншовартості, спроможного піднятися на боротьбу за самостійність України.
У цьому зв’язку важливо з’ясувати вплив на творчість О.Теліги центральної постаті з-поміж «вісниківців», а саме Д. Донцова, блискучого літератора та ідеолога модерного націоналізму.
Творчість самого Д. Донцова слід розглядати як протидію зневірі й апатії, що панували в середовищі інтелігенції. Втрата жаданої державності, жорсткий окупаційний прес, ставили українців у стан безвиході. Здавалося, що закони логіки й здорового глузду не здатні розв’язати жодної проблеми.
Але Д. Донцов апріорі не сприймав раціональних розв’язок. Його ідеологічна концепція наголошувала на ірреальних, подекуди містичних чинниках, які не потребували логіки і не піддавалися раціоналізмові. Глибока, фанатична віра, джерелом якої є воля, спроможна вивести загнаний у духовне й фізичне гето народ, спрямувати його енергію на боротьбу з окупантами. Ідеї Д. Донцова полонили багатьох, а коли додати його блискучий і переконливий стиль, ерудованість та інтелектуалізм, то можна сповна збагнути причини популярності Д. Донцова серед молоді.
Однак, коли Д.Донцов сформував образ нової людини — «лицаря абсурду», то це ще не було розв’язкою всіх суспільних проблем. Інакше кажучи, ситуація потребувала концептуальних моделей, які давали б чіткі відповіді на питання, що стояли перед нацією у площині духовного, політичного, економічного, життя. Саме цю місію виконала Організація Українських Націоналістів. Теоретики й ідеологи організованого націоналістичного руху адаптували духовні концепції націоналізму в практичні програми дії.