"Матренин двор" А. И. Солженицына интересен читателю тем, что главной героиней произведения стала русская женщина Матрена, женщина-праведница, трудолюбивая и честная. Автор показал нам ее образ и ее деревню без всякого приукрашивания, все правдиво и честно. Этот уголок земли -праведное место для автора, здесь идет борьба духовная и эмоциональная ,вся деревня против одной прекрасной сердцем женщины , Матрены. Сам Солженицын работал несколько лет учителем в сельской школе, поэтому проблемы и беды села ему видны не понаслышке. Он знает всю подноготную таких мест, сел и деревень, в каких условиях приходилось жить и работать, кто пытался отобрать у крестьян их родные земли,земли их прародителей, где похоронены все их родственники и друзья, где их молодость и старость. Сама Матрена -добрая и улыбчивая женщина, радушная и справедливая каждому. Она многое перенесла в своей нелегкой жизни, потерю мужа, шестерых детей, болезнь и то, что проработав всю свою жизнь на колхоз, он оставил ее без средств к существованию, без пенсии. колхоз выжал из Матрены все соки и словно выбросил ее,как ненужную ему вещь. Добрая женщина с мягким характером и открытым сердцем приняла и эту боль.Всеми покинутая и одинокая, наедине со своей болезнью,Матрена, продолжает нас удивлять своей стойкостью и мужеством, твердым характером.Она не стала просить и умолять о она просто жила ,проживая один день за другим, никому не мешая и никому не причиняя зла. Она не стала жесткой и не озлобилась на весь мир и всех людей всей деревне бескорыстно, ободряла всех и отдавала себя всю работе.Когда Матрена умерла, никто не оплакивал ее, все были заняты своими делами и разборками, кому что достанется после Матрены. Ушла Матрена, а вместе с ней ушли из деревни чистые помыслы, добрые слова, поддержка и радость. Это маленький уголок земли остался без той, которая его держала своим стойким примером жизни, которая никогда не сдавалась и не унывала перед трудностями. С ее смертью, растворился и праведный мир, который был в ее сердце. Тихая, без упреков и жалоб, она оставила людям память о своих добрых делах и поступках, но люди этого даже не заметили. Писатель видел в Матрене лучшие ее качества и, в отличие от всех ее сельчан, и мог по достоинству их оценить. Матрена была неотъемлемой частью этого русского села, оно без нее не может существовать, так писатель проявляет свои чувства и свою боль, к главной героине произведения.Ее долготерпеливый характер не смогли разрушить и уничтожить ни недолюбливание ее соседей, не их зависть, не их злость. Матрена всегда все делала с открытой душой, и любила, и жила, и работала, и молилась. Матренин двор это - Матренин мир, мир какой-то особый, отличный от всех, мир праведника: мир духовности, добра и милосердия. По некоторым источникам стало известно, что у Матрены был настоящий, реальный прототип - Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу этого замечательного грустного рассказа. Ее гибель, это начало распада и гибели всех нравственных устоев, которые крепила своей жизнью добрая Матрена. Очень интересно, за внешне простым и незначительным увидеть сложное, важное и самое главное во всем произведении. Литературные корни образа Матрены - это наши истоки, наша правда жизни, наша история. За ее образом скрывается образ той жизни в селе,которую нам хотел передать автор. Он осуждает людей без сердца и корыстных,как ее родственники. И с любовью, рассказывает нам о лучезарной и простодушной женщине,которую полюбили читатели и гибель которой вызвала у многих боль и сочувствие.
1)архаизмы:
Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега.
На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не
ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – пространство без деревьев - доли́на.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед
заходом или восходом солнца).
Ви́тязь – богатырь, воин.
Поведать – то же, что сообщить
Прихлынут - хлынут, приблизятся
И мёд я пил – лёгкий сладкий хмельной напиток
Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917
года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в
военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет – берет в плен.
Сту́
па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут
что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
королевич – принц
Старославянизмы: злато, златая, песнь, брег.