“Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… Но мимо его в глухой темноте текли люди… Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи… Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки”. Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие:
“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
Составь синквейн «Лирические отступления»
Дорога в космос-мечта человечества
Мечта о космосе возникла вместе с появлением человечества. Уже в далекой древности люди с восхищением смотрели на звёздное небо. Многие народы считали его домом богов. Воображение людей населяло космос мифическими существами и героями своих легенд и сказаний. Так появились названия созвездий и удивительные мифы об их происхождении.
Пытливый ум человечества всегда пытался понять, что же находится за пределами Земли. Многие века ученые давали на этот вопрос разные ответы. Они представляли космос то хрустальной сферой с подвешенными к ней звездами, то бескрайним океаном, в котором плавает наша Земля. С развитием науки человечество изменило свои представления о космосе. Имена Николая Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилея знает каждый из нас. Они по-новому взглянули на Вселенную, звезды и Землю. С появлением авиации человечеству оставался один шаг до освоения космоса. Но сделать этот шаг очень не просто. Сначала в космос был отправлен искусственный спутник Земли, а затем собаки Белка и Стрелка. Наконец, советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. С тех пор люди побывали на Луне и отправили исследовательские станции ко многим планетам Солнечной системы.
Но мечта о космосе по-прежнему живет в человеке. Может быть, наши потомки смогут долететь до других Галактик и сделать ещё один шаг к давней мечте человечества о космосе и звездах.
Средневековье на Руси охватывает период с конца X по XVI в. Именно в это время создается древнерусская литература. Она появляется после того, как князь Владимир в 988 г. объявил государственной религией христианство. Из главных христианских стран — Византии и Болгарии — на Русь стали привозить книги.
В Древней Руси книга была рукописной. Различают три типа почерков: устав (буквы выписываются крупно и по отдельности), полуустав (почерк более беглый), скоропись (буквы соединяются между собой связками, что позволяет писать быстро). Рукопись изготавливалась из особым образом выделанной кожи, пергамента. Написанные листы сшивали в сборник, который заключали в деревянные доски, обтянутые кожей или тканью и иногда заключенные в золотые или серебряные оклады. С внешней стороны книга была украшена драгоценными камнями. Во внутреннем оформлении книг использовались разноцветные узоры в начале текста и на нолях страниц, а также иллюстрации к содержанию — миниатюры. Бумага появилась на Руси в XIV в., книгопечатание — в XVI в. На протяжении всей древнерусской истории книга оставалась очень дорогой.
К книгам относились с большим уважением. Первые книги, появившиеся на Руси, были связаны с богослужением. Это прежде всего библейские тексты, до XV в. существовавшие в разрозненном виде, в форме сборников, которые включали отрывки из Ветхого или Нового Заветов. Библейские книги были известны в переводе на славянский язык, сделанном болгарскими монахами Кириллом и Мефодием. Они оказались более доступными для древнерусского читателя. В Западной Европе долгое время считалось, что Библию переводить нельзя, поэтому ее знали только на латинском языке.
Самая древняя из дошедших до нас книг — Остромирово Евангелие, переписанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056—1057 гг. Библия открыла древнерусскому читателю географические и исторические горизонты мира внешнего и в то же время глубину внутреннего мира человека. По Библии, история отдельного человека это часть истории Вселенной.
Древнерусские писатели обращались к Библии как к литературному образцу, черпая из нее сюжеты, образы, цитаты, стилистические приемы. Из Библии средневековая литература восприняла мысль, что человек сложен и противоречив. Согласно христианским представлениям, человеческая природа двойственна. В человеке борются два начала — духовное и телесное.
На Руси вначале занимались переводом византийских и болгарских книг. Перевод древнерусских книжников отличался творческим характером: вводились детали быта, фольклорные мотивы, которых не было в оригинале.
Переводные произведения относились к разным жанрам. С церковным обиходом связаны жанры проповеди, молитвы, жития святых. Светскую литературу представляли исторические и естественнонаучные жанры. Более точно переводились памятники церковных жанров, менее точно — светских.
Переводная литература открыла древнерусскому читателю величие и красоту окружающего мира. О свойствах животных, птиц, растений, а также некоторых драгоценных камней поведал "Физиолог”. О всемирной истории рассказал византиец Георгий Амартол в своей "Хронике”. В романах и повестях описывались подвиги реальных исторических лиц (например, Александра Македонского в "Александрии") или вымышленных персонажей ("Девгениево деяние”).
Мир предстал в литературе в многообразии и богатстве красок. Болгарский писатель Иоанн Экзарх в книге * Шестоднев , повествующей о сотворении мира, с восхищением писал: "Увидав же небо, украшенное звездами, солнцем и месяцем, и землю злаками и деревьями, и море, рыбами всякими исполненное, бисером и разными чудесами, и переходя к человеку, как бы ума лишаюсь от удивления и не могу понять, откуда в таком малом теле столь высокая мысль обойти всю землю и выше небес взойти”.
Особой разновидностью переводной древнерусской литературы являются "учительные” произведения. Они состояли из советов о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Особенно была популярна на Руси ‘‘Пчела” — сборник, включавший около 2500 изречений. В Древней Руси очень любили афоризмы, так как самым ценным качеством человека считалась мудрость. Название "Пчела” метафорическое: как пчелы собирают нектар, так и древние книжники старательно и кропотливо выписывают высказывания христианских и античных писателей и философов. "Учительная” литература должна была воздействовать на человека, чтобы ему выполнять библейские заповеди.
В "Пчеле” резко противопоставлены положительные и отрицательные качества человека. Изображается, с одной стороны, каким должен быть человек, т. е. идеальный образ, а с другой — какой он есть на самом деле, его реальный образ.