ЕРМАКА ОБРАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Разгром Кучума в 1581–84 сделал фигуру Ермака общенационально значимой: его подвиг был освещен в фольклоре (ист. песнях), в летописях. В лит. Нового времени интерес к Ермаку не был постоянным. Наиболее ранняя лит. обработка образа Ермака принадлежит, по наблюдению П.А. Словцова, тобол. священнику Л.А. Флоровскому, написавшему в сер. 1770-х гг. драму «Ермак». «Слово о Ермаке» является частью поэмы А.Н. Радищева «Ангел тьмы» (1791–96, точная датировка отсутствует). Если поэма Радищева основана на «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, то др. произведения этого времени – поэма И.И. Дмитриева «Ермак» (1794) и трагедия П.А. Плавильщикова «Ермак» (1803) – демонстрируют слабое знакомство авторов с ист. источниками. Популярным героем Ермак становится в лит. романтизма, чему сюжет о Ермаке в IX т. «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1821), основанный на данных новонайденной (Строгановской) летописи. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» (1822), трагедия «Ермак» А.С. Хомякова (1825–26), роман П.П. Свиньина «Ермак, или Покорение Сибири» (1834), драма Н.А. Полевого «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845) обнаруживают зависимость от предложенной Карамзиным сюжет. схемы «раскаяния» героя-разбойника, совершающего патриот. деяние и испрашивающего милости у царя-тирана. К 1824–25 относится замысел поэмы о Ермаке А.С. Пушкина. Постоян. интерес проявляли к Ермаку сиб. литераторы: П.П. Ершов (поэма «Сузге. Сибирское предание» 1838), Д.П. Давыдов (дума «О покорении Сибири» 1857–58), Н.М. Ядринцев (статья «Трехсотлетие Сибири» 1881). Со 2-й пол. XIX в. интерес к образу Ермака в лит. уменьшается, рассказ Л.Н. Толстого «Ермак», вошедший во «Вторую русскую книгу для чтения» (1875), очерк Д.Н. Мамина-Сибиряка «Покорение Сибири» (1881), сказ П.П. Бажова «Ермаковы лебеди» (1940) ориентированы на дет. аудиторию.
Лит.: Сиповский В.В. Ермак в художественной литературе // Сиб. Сов. энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1; Библиография Ермака. Тобольск, 1981; Рожнова С., Курдина Н. Ермак исторический и литературный // Сиб. огни. 1981. № 2; Янушкевич А.С. «Ермаков сюжет» в русской литературе 1820–1830-х годов // Мотивы и сюжеты русской литературы. От Жуковского до Чехова. К 50-летию науч.-пед. деят-ти Ф.З. Кануновой. Томск, 1997; Блажес В.В. Народная история о Ермаке. Екатеринбург, 2002; Анисимов К.В. Беллетризация исторического источника в системе поэтики «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (образ и деяния Ермака) // Карамзин и время. Томск, 2006.
Объяснение:
1. Блок - символизм
Ахматова - акмеизм
Есенин - новокрестьянские поэты
Маяковский - футуризм
Цветаева - не относится ни к одному
2. Конец 19 - начало 20
3. символизм
4. футуризм
5. Есенин
6. Александр Блок
7. Цветаева
8. Есенин
9. Есенин
10. Москве
11. Олицетворение
12. футуризм
13. Гумилёв
14. Анна Ахматова
15. Есенин
16. Блоку
17. гипербола: в сто сорок солнц закат пылал
метафоры: катилось лето, жара плыла, корою крыш, лучи-шаги, двустволка солнц
олицетворение: солнце в образе человека; образные выражения: никаких гвоздей, переведя дух, дней донце;
слова, созданные поэтом: взорим, вспоём, солница.
Объяснение:
ЕРМАКА ОБРАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Разгром Кучума в 1581–84 сделал фигуру Ермака общенационально значимой: его подвиг был освещен в фольклоре (ист. песнях), в летописях. В лит. Нового времени интерес к Ермаку не был постоянным. Наиболее ранняя лит. обработка образа Ермака принадлежит, по наблюдению П.А. Словцова, тобол. священнику Л.А. Флоровскому, написавшему в сер. 1770-х гг. драму «Ермак». «Слово о Ермаке» является частью поэмы А.Н. Радищева «Ангел тьмы» (1791–96, точная датировка отсутствует). Если поэма Радищева основана на «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера, то др. произведения этого времени – поэма И.И. Дмитриева «Ермак» (1794) и трагедия П.А. Плавильщикова «Ермак» (1803) – демонстрируют слабое знакомство авторов с ист. источниками. Популярным героем Ермак становится в лит. романтизма, чему сюжет о Ермаке в IX т. «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1821), основанный на данных новонайденной (Строгановской) летописи. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» (1822), трагедия «Ермак» А.С. Хомякова (1825–26), роман П.П. Свиньина «Ермак, или Покорение Сибири» (1834), драма Н.А. Полевого «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» (1845) обнаруживают зависимость от предложенной Карамзиным сюжет. схемы «раскаяния» героя-разбойника, совершающего патриот. деяние и испрашивающего милости у царя-тирана. К 1824–25 относится замысел поэмы о Ермаке А.С. Пушкина. Постоян. интерес проявляли к Ермаку сиб. литераторы: П.П. Ершов (поэма «Сузге. Сибирское предание» 1838), Д.П. Давыдов (дума «О покорении Сибири» 1857–58), Н.М. Ядринцев (статья «Трехсотлетие Сибири» 1881). Со 2-й пол. XIX в. интерес к образу Ермака в лит. уменьшается, рассказ Л.Н. Толстого «Ермак», вошедший во «Вторую русскую книгу для чтения» (1875), очерк Д.Н. Мамина-Сибиряка «Покорение Сибири» (1881), сказ П.П. Бажова «Ермаковы лебеди» (1940) ориентированы на дет. аудиторию.
Лит.: Сиповский В.В. Ермак в художественной литературе // Сиб. Сов. энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1; Библиография Ермака. Тобольск, 1981; Рожнова С., Курдина Н. Ермак исторический и литературный // Сиб. огни. 1981. № 2; Янушкевич А.С. «Ермаков сюжет» в русской литературе 1820–1830-х годов // Мотивы и сюжеты русской литературы. От Жуковского до Чехова. К 50-летию науч.-пед. деят-ти Ф.З. Кануновой. Томск, 1997; Блажес В.В. Народная история о Ермаке. Екатеринбург, 2002; Анисимов К.В. Беллетризация исторического источника в системе поэтики «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (образ и деяния Ермака) // Карамзин и время. Томск, 2006.