Свобода была для него всем. Не зря же он сказал монаху: "Жил и жизнь моя, без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней безумной старости твоей". Он предпочел прожить 3 дня на свободе, вне стен монастыря и умереть, чем прожить долгую жизнь в месте, которое он ненавидел и мечтал вырваться. Быть свободным для него, как мне кажется, означало оказаться на воле, вдыхать свежий воздух, наблюдать за природой, не быть под вечным контролем монахов. Мы в своей обыденной жизни часто не понимаем таких простых вещей, а для него эти три дня были самыми счастливыми и он никогда бы не поступил иначе.
Гимнография, то есть церковные песнопения. На этом примере четко видна одна из особенностей системы жанров Древней Руси: определяющими для жанра являются внелитературные критерии. Например, некоторые виды церковный песнопений различались не по форме и содержанию, а по тому, в какой церковной службе и в какой ее части они исполнялись. Другие виды – по тому, как они исполнялись (троичные гласы, трижды исполнявшиеся на утренне после шестопсалмия и ектении, антифоны, певшиеся попеременно на двух клиросах). Некоторые виды церковных песнопений назывались по тому, как положено было вести себя при их исполнении. Таковы седальны (при пении их начинали садиться), катавасия (последний стих, для которого певцы сходились на середину церкви). В Древней Руси существовали разные виды Апостола в зависимости от его употребления в церковном обиходе, существовали и разные виды Псалтыри, также возникшие из потребностей церковного уклада.