Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер. Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
Задание 1 Родители уехали в город. Девочка убежала играть с подружками. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика. Девочка захотела догнать гусей-лебедей. Съешь мой пирожок - скажу. Поешь моего лесного яблочка - скажу. Поешь моего киселя с молочком - скажу. Встреча с Бабой-Ягой. Веретено Бабы-Яги. Девочка с братцем убежала. Гуси-лебеди стали догонять сестру с братом. Речка, матушка, спрячь меня! Яблоня, матушка, спрячь меня! Печка, матушка, спрячь меня! А тут и отец с матерью пришли.
Задание 2. Составь рассказ о девочке. ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?
- Расскажи, что мы узнали о девочке в начале сказки. - Она не послушалась родителей и ушла гулять. - Расскажи, какая беда произошла с ней. - Налетели гуси-лебеди и унесли ее братика с собой. - Объясни, почему она отказалась выполнять печки, речки, яблоньки. - Она очень торопилась и была невежлива. - Расскажи, с какими героями сказки встретилась девочка. - Она встретилась с речкой, печкой и яблонькой. - Расскажи, кто пришёл ей на Когда она отнеслась ко всем уважительно, ей речка, печка и яблонька. - Объясни смысл пословицы "Не дорого начало, а дорог конец". Можно ли эту пословицу соотнести с поступками девочки в сказке? - Девочка сначала была непослушной, невежливой, а потом стала очень внимательной и отнеслась к героям сказки уважительно, поэтому они ей так что конец у сказки получился хорошим.
Дополнительный вопрос:
Как вы думаете, что изменится в поведении этой девочки?
Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.
В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические4. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).
Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
Родители уехали в город.
Девочка убежала играть с подружками.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.
Девочка захотела догнать гусей-лебедей.
Съешь мой пирожок - скажу.
Поешь моего лесного яблочка - скажу.
Поешь моего киселя с молочком - скажу.
Встреча с Бабой-Ягой.
Веретено Бабы-Яги.
Девочка с братцем убежала.
Гуси-лебеди стали догонять сестру с братом.
Речка, матушка, спрячь меня!
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
А тут и отец с матерью пришли.
Задание 2.
Составь рассказ о девочке. ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?
- Расскажи, что мы узнали о девочке в начале сказки. - Она не послушалась родителей и ушла гулять.
- Расскажи, какая беда произошла с ней. - Налетели гуси-лебеди и унесли ее братика с собой.
- Объясни, почему она отказалась выполнять печки, речки, яблоньки. - Она очень торопилась и была невежлива.
- Расскажи, с какими героями сказки встретилась девочка. - Она встретилась с речкой, печкой и яблонькой.
- Расскажи, кто пришёл ей на Когда она отнеслась ко всем уважительно, ей речка, печка и яблонька.
- Объясни смысл пословицы "Не дорого начало, а дорог конец". Можно ли эту пословицу соотнести с поступками девочки в сказке? - Девочка сначала была непослушной, невежливой, а потом стала очень внимательной и отнеслась к героям сказки уважительно, поэтому они ей так что конец у сказки получился хорошим.
Дополнительный вопрос:
Как вы думаете, что изменится в поведении этой девочки?