«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг» 5. Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное» .
Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие» .
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова («фигура… обреченная на погибель») ? Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию. Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» , — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения. ) Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
Групповая характеристика героев. 1. Вступление (место героев в произведении). 2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа. 2.1. Внешний облик. 2.2.Социальное и материальное положение героев; 2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев: • профессия, занятия; • цель в жизни; • уровень развития. 2.4. Мир чувств героев: • отношения с окружающими людьми; • внутренние переживания, чувства, эмоции героев. 2.5. Какие черты личности выявляются в произведении: • с портрета; • в речевой характеристике героев; • через поступки героев; • с предыстории и биографии героев; • через окружающую обстановку; • через характеристику других действующих лиц; • в авторской характеристике. 3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они решать в произведении.
Индивидуальная характеристика героя. 1. Вступление (место героя в произведении). 2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа. 2.1. Внешний облик. 2.2.Социальное и материальное положение героя; 2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя: • профессия, занятия героя; • цель в жизни; • уровень развития героя. 2.4. Мир чувств героя: • отношения с окружающими людьми; • внутренние переживания, чувства, эмоции героя. 2.5. Какие черты личности выявляются в произведении: • с портрета; • в речевой характеристике героя; • через поступки героя / героев; • с предыстории и биографии героя; • через окружающую обстановку; • через характеристику других действующих лиц; • в авторской характеристике. 3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он решать в произведении.
Сопоставительная характеристика героев. 1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. 2. Что общего между героями: • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни); • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.); • в социальном (материальном, профессиональном) плане; • в отношении с окружающими людьми. 3. Что отличает двух героев. 4. Для чего автор сопоставляет этих героев. 5. Отношение автора к героям. 6. Ваше отношение к данным персонажам.
Сравнительная характеристика героев. 1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2. Что общего между героями: • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни); • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.); • в социальном (материальном, профессиональном) плане; • в отношении с окружающими людьми. 3. Что отличает двух героев. 4. Для чего автор сравнивает этих героев. 5. Отношение автора к героям. 6. Ваше отношение к данным персонажам.
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное» .
Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие» .
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова («фигура… обреченная на погибель») ? Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» , — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения. )
Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
1. Вступление (место героев в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
2.1. Внешний облик.
2.2.Социальное и материальное положение героев;
2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
• профессия, занятия;
• цель в жизни;
• уровень развития.
2.4. Мир чувств героев:
• отношения с окружающими людьми;
• внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
• с портрета;
• в речевой характеристике героев;
• через поступки героев;
• с предыстории и биографии героев;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других действующих лиц;
• в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они решать в произведении.
Индивидуальная характеристика героя.
1. Вступление (место героя в произведении).
2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
2.1. Внешний облик.
2.2.Социальное и материальное положение героя;
2.3. Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
• профессия, занятия героя;
• цель в жизни;
• уровень развития героя.
2.4. Мир чувств героя:
• отношения с окружающими людьми;
• внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
2.5. Какие черты личности выявляются в произведении:
• с портрета;
• в речевой характеристике героя;
• через поступки героя / героев;
• с предыстории и биографии героя;
• через окружающую обстановку;
• через характеристику других действующих лиц;
• в авторской характеристике.
3. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он решать в произведении.
Сопоставительная характеристика героев.
1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сопоставляет этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Сравнительная характеристика героев.
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2. Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сравнивает этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.