Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца» I. Беседа по вопросам — Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям понять сравнения и эпитеты, с которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад... ”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.
Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье. Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем. Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику». При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью. Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают. Вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – Лидия Михайловна, узнавшая о том, что ребята играют на деньги. Узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. Мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей. Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги. И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.
I. Беседа по вопросам
— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова “золотая курочка”, “мужичок-в-мешочке”?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
Найдём в тексте портреты героев — “золотой курочки” и “мужичка-в-мешочке”. Прочитаем их вслух.
— Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
“Мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали “мужичок-в-мешочке”.
— Выделите сравнения и эпитеты, которые понять отношение автора к Насте и Митраше.
Отношение автора к детям понять сравнения и эпитеты, с которых автор описывает детей. Настя — “золотая курочка на высоких ножках”, веснушки, “как золотые монетки”, носик “чистенький”. Митраша — “мужичок в мешочке”, “в золотых веснушках”, носик “чистенький тоже, как у сестры”.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
— О чём вспоминал Митраша, глядя на компас?
— Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и друг другу и людям, чем могли.
— В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Учитель читает выразительно два абзаца, начиная со слов: “Лет двести тому назад... ”
— Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие ещё признаки сказки есть в этом произведении?
Дети ответят, что сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.