Рубеж 19 и 20 веков оказался довольно сложным и противоречивым временем: утверждение капиталистических начал в России, первая российская революция 1905 года, кризисы в социальной, экономической и политической жизни страны. Культура, как и сама жизнь того времени, приобретает новые черты, дробится на отдельные, независимые друг от друга напрвления. Культуру конца 19 - начала 20 века принято называть "культурой серебряного века". Такое понятие впервые ввел Н. А. Оцуп в 1933 году. На рубеже веков существовало огромное множество литературных направлений, таких как: реализм, модернизм, который в свою очередь делится на символизм, акмеизм и футуризм. Борис Леонидович Пастернак - один из крупнейших поэтов начала 20 века - по своим убеждениям и взглядам относился к поэтам-футуристам. Причиной появления футуризма, как нового литературного явления, обычно называют изменения в жизни страны: новый ритм самой жизни, изменения в мировоззрении и психике людей, научный и технический прогресс, новые стили в искусстве. Футуризм сочетал в себе ощущение неизбежности, краха "старья", отжившей системы и надежды на новое. совершенное. Этому направлению также присущи эклектика - смешение стилей и жанров; "слово-творчество" или "слово-новшество", а также большое внимание уделялось "материи слова". призывая быть внимательными к звуку, к форме стиха, поэты-футуристы делали упор на внешнее содержание стиха, а не на его смысловое назначение. Эти особенности как раз и объясняют многое в творчестве Пастернака. Его первые публикации появляются в 1913 году. Затем, через год выходит в свет его первый полный сборник стихов под названием "Близнец в тучах". События февраля 1917 года были встречены Пастернаком с воодушевлением. Вернувшись в Москву, он пишет книгу "Сестра моя - жизнь". В 30-е годы он принимает активное участие в создании Союза писателей, ратует за его открытую деятельность. Широкую известность писатель приобрел благодаря своему роману "Доктор Живаго". Это роман, написанный в послевоенное время, очень долго находился под запретом в СССР. Признанием неоспоримости таланта Б. Л. Пастернака стало присуждение ему Нобелевской премии. Премию присудили за границей в то время, когда "Доктор Живаго" еще находился под запретом. Борис Пастернак любил Россию, ее бескрайние просторы. Тема природы родного края, впрочем, как и у всех поэтов, звучит у него по-особенному. В ранней лирике поэта мы находим те особенности, которые были присущи футуристам в целом: внимание к форме стиха, необычному синтаксису. Нарушая привычную расстановку знаков препинания, поэт тем самым придает экспрессивности произведению: В посаде, куда ни одна нога Не ступала, лишь ворожеи да вьюги Ступала нога, в бесноватой округе. Где и то, как убитые спят снега... Необычный ритм стиха подчеркивает окружающую лирического героя непогоду. Вьюга и метель передают чувство тревоги, растерянности, царящих внутри героя. Своеобразным моментом в лирике Пастернака является его ассоциативный ряд. К примеру, в стихотворении "Старый парк" мы видим следующую картину: Зверской боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озверев, И летят грачей девятки, Черные девятки треф. Непогода, бушующая в парке, передана словно живая. Усугубляют картину природы "черные девятки", под которыми автор понимал немецкие самолеты, летавшие девятками в годы Великой Отечественной войны. Очень часто в пейзажных зарисовках автор использует такой прием, как одушевление: "топчется дождь у порога", "гроза, угрожая", ломится в ворота. Порой сама природа, сами ее проявления схожи с человеком: Текли лучи. Текли жуки с отливом, Стекло стрекоз сновало по щекам. Был полон лес мерцаньем кропотливым, Как под щипцами у часовщика. Природе, как и человеку, свойственно стремление к красоте и гармонии. Даже дождь у поэта гармоничен и писать стихи: Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго, до зари Кропает с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри. Не только красоту родного подмосковного края запечатлел в своих стихах поэт. Множество произведений посвящено и уральским красотам, и далекому, таинственному Северу: Во льду река и мерзлый тальник, А поперек, на голый лед. Как зеркало на подзеркальник, Поставлен черный небосвод. В своей последней книге стихотворений "Когда разгуляется" Пастернак сравнивает природу с "тайником вселенной": Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою. Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья простою. Мир природы не был единственной тематикой в произведениях автора. Большинство своих стихотворений он посвящал иным темам: философским раздумьям о любви и творчестве, смыслу человеческого существования, событиям современности. И во всех произведениях чувствовался его особенный талант, так не похожий на то, что существовало ранее.
Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.
Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».
Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей». Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем. Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.
Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок. Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…
У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб. Несмотря на свою «примитивность» человек этот глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь. Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.
Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века. Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди. Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.
Источник: Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение
Борис Леонидович Пастернак - один из крупнейших поэтов начала 20 века - по своим убеждениям и взглядам относился к поэтам-футуристам. Причиной появления футуризма, как нового литературного явления, обычно называют изменения в жизни страны: новый ритм самой жизни, изменения в мировоззрении и психике людей, научный и технический прогресс, новые стили в искусстве. Футуризм сочетал в себе ощущение неизбежности, краха "старья", отжившей системы и надежды на новое. совершенное. Этому направлению также присущи эклектика - смешение стилей и жанров; "слово-творчество" или "слово-новшество", а также большое внимание уделялось "материи слова". призывая быть внимательными к звуку, к форме стиха, поэты-футуристы делали упор на внешнее содержание стиха, а не на его смысловое назначение. Эти особенности как раз и объясняют многое в творчестве Пастернака.
Его первые публикации появляются в 1913 году. Затем, через год выходит в свет его первый полный сборник стихов под названием "Близнец в тучах". События февраля 1917 года были встречены Пастернаком с воодушевлением. Вернувшись в Москву, он пишет книгу "Сестра моя - жизнь". В 30-е годы он принимает активное участие в создании Союза писателей, ратует за его открытую деятельность. Широкую известность писатель приобрел благодаря своему роману "Доктор Живаго". Это роман, написанный в послевоенное время, очень долго находился под запретом в СССР. Признанием неоспоримости таланта Б. Л. Пастернака стало присуждение ему Нобелевской премии. Премию присудили за границей в то время, когда "Доктор Живаго" еще находился под запретом.
Борис Пастернак любил Россию, ее бескрайние просторы. Тема природы родного края, впрочем, как и у всех поэтов, звучит у него по-особенному. В ранней лирике поэта мы находим те особенности, которые были присущи футуристам в целом: внимание к форме стиха, необычному синтаксису. Нарушая привычную расстановку знаков препинания, поэт тем самым придает экспрессивности произведению:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе.
Где и то, как убитые спят снега...
Необычный ритм стиха подчеркивает окружающую лирического героя непогоду. Вьюга и метель передают чувство тревоги, растерянности, царящих внутри героя.
Своеобразным моментом в лирике Пастернака является его ассоциативный ряд. К примеру, в стихотворении "Старый парк" мы видим следующую картину:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Непогода, бушующая в парке, передана словно живая. Усугубляют картину природы "черные девятки", под которыми автор понимал немецкие самолеты, летавшие девятками в годы Великой Отечественной войны.
Очень часто в пейзажных зарисовках автор использует такой прием, как одушевление: "топчется дождь у порога", "гроза, угрожая", ломится в ворота. Порой сама природа, сами ее проявления схожи с человеком:
Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.
Природе, как и человеку, свойственно стремление к красоте и гармонии. Даже дождь у поэта гармоничен и писать стихи:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропает с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Не только красоту родного подмосковного края запечатлел в своих стихах поэт. Множество произведений посвящено и уральским красотам, и далекому, таинственному Северу:
Во льду река и мерзлый тальник,
А поперек, на голый лед.
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен черный небосвод.
В своей последней книге стихотворений "Когда разгуляется" Пастернак сравнивает природу с "тайником вселенной":
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою.
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья простою.
Мир природы не был единственной тематикой в произведениях автора. Большинство своих стихотворений он посвящал иным темам: философским раздумьям о любви и творчестве, смыслу человеческого существования, событиям современности. И во всех произведениях чувствовался его особенный талант, так не похожий на то, что существовало ранее.
УСТАЛА ПИСАТЬ
Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.
Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».
Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей». Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем. Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.
Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок. Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…
У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб. Несмотря на свою «примитивность» человек этот глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь. Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.
Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века. Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди. Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.
Источник: Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века сочинение