«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».«Несмотря на незрелость идеи и на некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения,что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму». Это вроде
В конце 1831 года Лермонтов написал три восьмистишия, между которыми существует очевидная связь («Силуэт» , «Как дух отчаянья и зла» и «Я не люблю тебя; страстей») . Стихи объединены тематически (разрыв с любимой женщиной, память о которой никогда не изгладится в душе поэта) и поэтической формой (ямбические восьмистишия со сплошными мужскими рифмами). Восьмистишие Лермонтова мадригального типа, написано в 1831 году. Вероятно, обращено к Н. Ф. Ивановой. В «Силуэте» решение общей для всех трех стихотворений темы отличается наибольшей конкретностью: портрет (силуэт) любимой всегда рядом, постоянно напоминает о ней. Его черный цвет, цвет печали, определяет тональность воспоминаний поэта о любви. Образ «тень блаженства» сближает «Силуэт» со стихотворением «Я видел тень блаженства; но вполне» , принадлежащим к ивановскому циклу. В 1837 году на основе трех названных стихотворений Лермонтов написал еще одно восьмистишие: «Расстались мы, но твой портрет» , в котором первая строфа вобрала в себя поэтическую образность, фразеологию, ритм и интонацию стихотворения «Силуэт» . Сохранились две редакции этого стихотворения - позднейшая и ранняя, дошедшая до нас в черновом автографе, которая приведена ниже: