1 Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Первый визит Раскольникова к Соне». (Часть четвёртая, глава IV романа – четвёртый день мучений героя после преступления; четыре года каторги Ф. М. Достоевского). X класс Обрести Христа – значит, обрести собственную душу Слова лишнего нет Ф. М. Достоевский 2 Предварительное задание для учащихся: 1) устный анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» по заранее предложенному плану; 2) письменный тезисный ответ на вопрос: «В чём истинное наказание Раскольникова?»; 3) словарная работа: выписать слова эпизода, выделенные курсивом, поразмышлять над значением этих слов; найти в словаре В. И. Даля толкование слова «юродивый»; 4) индивидуальное задание группе учащихся: прочитать главы 18 и 20 Евангелия от Матфея, главу 11 Евангелия от Иоанна, сделать выводы о связи этих глав с идейным содержанием анализируемого эпизода и всего романа в целом. 3 Что же именно становится истинным наказанием героя? 1) Ощущение преступности содеянного: его натура, с детства впитавшая в себя заповедь «Не убий!», мучается, не даёт ему перешагнуть через преступление, оправдать себя. 2) Он мучительно переживает невозможность прежних отношений с людьми: с матерью, сестрой, Разумихиным… - всеми. Ему кажется, что своим преступлением «он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего» («чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством… замучило его»). 3) Преступление «отрезало» его и от него самого - прежнего (пре- жнее прежние мысли, прежние задачи, прежние темы, прежние впечатления – всё позади, за чертой преступления). Он нынешний себе невыносим: с его жестокость, озлобленностью, хитростью, изворотливостью, подлостью, трусостью. 4) Ему доставляет невыносимые страдания и неутолённая гордыня, отчаяние от не ощутить себя сверхчеловеком, осознание себя «тварью дрожащей». 4 Описание дома, где жила Соня. А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора. Пока- мест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально. Кто тут? тревожно спросил женский голос. Это я... к вам, ответил Раскольников и вошел в крошечную переднюю. Тут, на продавленном стуле, в искривленном медном подсвечнике, стояла свеча. 5 Евангелие от Матфея, гл. 18 ст. 1 – 4, 10: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих…».
7) он сказал своей матери, что еще успеет с ней наговориться, хотя понимал, что это не так, и что ему больше нельзя ни с кем говорить. Под впечатлением от этого он резко встал с кровати
8) какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, видимо из-за нее ты стал такой меланхолик; - да, квартира много по Я тоже об этом думал
9) раскольников: я деньги отдал вчера вдове, чахоточной и убитой, и не по предлогом похорон, а прямо на похороны, и не в руки дочери-девицы, как он пишет "отъявленного поведения",(которую я вчера первый раз в жизни видел) , а именно вдове.
10) в комнату, робко озираясь, вошла девушка. Скромная, бедно одетая, с ясным, но запуганным лицом. Увидев комнату, полную людей, она потерялась и оробела
11) она вела себя скромно, и Дуня увидела, что Соне небезразличен раскольников, что тоже оказало на нее влияние. Выйдя на улицу, дуня сказала Пульхерие Александровне : "я уверена, что она прекрасная, и все это - вздор" - о письме лужина.
12) он сказал, что не хочет, чтобы заклады пропали, и что надо их забрать через Порфирия Петровича.
На самом деле он идет, чтобы разведать ситуацию, и узнать, подозревают его или нет
13) человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать
* Происходит от песни о бедном Лазаре, написанной в XIX веке по мотивам новозаветной притчи (Библия Лук. 16:19-31) и распевавшейся нищими в общественных местах с целью разжалобить прохожих и выудить щедрое подаяние.
14) потому что он фактически сам шел в руки следователю, который вёл дело об убийстве старухи
16) Следователь задает Раскольникову довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки
17) Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!..
* про частое слово хз
18)он считает что у общества не должно быть единой цели, ведь все мы разные:
"С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!"
19) В статье "О преступлении" Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.
20) По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда - "низший разряд" ("обыкновенные люди", "материал") и "людей, которые двигают мир" ("собственно люди", "Наполеоны"). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова
*В своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин заявил, что гений и злодейство не совместимы. Путь злодейства бесплоден и разрушителен, а путь добра, в конечном счете, прогрессивен, конструктивен и оптимальнее любых безжизненных схем со злодейским сценарием.
21) Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное..."
22) Как бы ни были благи цели, которые ставит перед собой человек, они не оправдывают страданий других людей.
"Счастье покупается страданием "
(с) Достоевский
23) хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им
2 Предварительное задание для учащихся: 1) устный анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» по заранее предложенному плану; 2) письменный тезисный ответ на вопрос: «В чём истинное наказание Раскольникова?»; 3) словарная работа: выписать слова эпизода, выделенные курсивом, поразмышлять над значением этих слов; найти в словаре В. И. Даля толкование слова «юродивый»; 4) индивидуальное задание группе учащихся: прочитать главы 18 и 20 Евангелия от Матфея, главу 11 Евангелия от Иоанна, сделать выводы о связи этих глав с идейным содержанием анализируемого эпизода и всего романа в целом.
3 Что же именно становится истинным наказанием героя? 1) Ощущение преступности содеянного: его натура, с детства впитавшая в себя заповедь «Не убий!», мучается, не даёт ему перешагнуть через преступление, оправдать себя. 2) Он мучительно переживает невозможность прежних отношений с людьми: с матерью, сестрой, Разумихиным… - всеми. Ему кажется, что своим преступлением «он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего» («чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством… замучило его»). 3) Преступление «отрезало» его и от него самого - прежнего (пре- жнее прежние мысли, прежние задачи, прежние темы, прежние впечатления – всё позади, за чертой преступления). Он нынешний себе невыносим: с его жестокость, озлобленностью, хитростью, изворотливостью, подлостью, трусостью. 4) Ему доставляет невыносимые страдания и неутолённая гордыня, отчаяние от не ощутить себя сверхчеловеком, осознание себя «тварью дрожащей».
4 Описание дома, где жила Соня. А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора. Пока- мест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально. Кто тут? тревожно спросил женский голос. Это я... к вам, ответил Раскольников и вошел в крошечную переднюю. Тут, на продавленном стуле, в искривленном медном подсвечнике, стояла свеча.
5 Евангелие от Матфея, гл. 18 ст. 1 – 4, 10: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих…».
7) он сказал своей матери, что еще успеет с ней наговориться, хотя понимал, что это не так, и что ему больше нельзя ни с кем говорить. Под впечатлением от этого он резко встал с кровати
8) какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, видимо из-за нее ты стал такой меланхолик; - да, квартира много по Я тоже об этом думал
9) раскольников: я деньги отдал вчера вдове, чахоточной и убитой, и не по предлогом похорон, а прямо на похороны, и не в руки дочери-девицы, как он пишет "отъявленного поведения",(которую я вчера первый раз в жизни видел) , а именно вдове.
10) в комнату, робко озираясь, вошла девушка. Скромная, бедно одетая, с ясным, но запуганным лицом. Увидев комнату, полную людей, она потерялась и оробела
11) она вела себя скромно, и Дуня увидела, что Соне небезразличен раскольников, что тоже оказало на нее влияние. Выйдя на улицу, дуня сказала Пульхерие Александровне : "я уверена, что она прекрасная, и все это - вздор" - о письме лужина.
12) он сказал, что не хочет, чтобы заклады пропали, и что надо их забрать через Порфирия Петровича.
На самом деле он идет, чтобы разведать ситуацию, и узнать, подозревают его или нет
13) человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать
* Происходит от песни о бедном Лазаре, написанной в XIX веке по мотивам новозаветной притчи (Библия Лук. 16:19-31) и распевавшейся нищими в общественных местах с целью разжалобить прохожих и выудить щедрое подаяние.
14) потому что он фактически сам шел в руки следователю, который вёл дело об убийстве старухи
16) Следователь задает Раскольникову довольно хитрые и порой наглые вопросы, заставляя молодого человека волноваться. При этом Порфирий не обвиняет Раскольникова прямо, но психологически давит на него, играя в кошки-мышки
17) Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!..
* про частое слово хз
18)он считает что у общества не должно быть единой цели, ведь все мы разные:
"С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!"
19) В статье "О преступлении" Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.
20) По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда - "низший разряд" ("обыкновенные люди", "материал") и "людей, которые двигают мир" ("собственно люди", "Наполеоны"). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова
*В своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин заявил, что гений и злодейство не совместимы. Путь злодейства бесплоден и разрушителен, а путь добра, в конечном счете, прогрессивен, конструктивен и оптимальнее любых безжизненных схем со злодейским сценарием.
21) Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное..."
22) Как бы ни были благи цели, которые ставит перед собой человек, они не оправдывают страданий других людей.
"Счастье покупается страданием "
(с) Достоевский
23) хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им
Объяснение:.