Художественный мир м. Лермонтова уникален, ему присущи черты яркой, неповторимой индивидуальности. Его знают и ценят во всем мире. Одной из наиболее оригинальных, почти неизвестных до м. Лермонтова в отечественной художественной культуре тем, была тема "демона", в которой символически воплотилась идея несовершенства "мирового порядка", ведущего к трагическому одиночеству личности. В проблематике образа "демона" воплотилась поразительная прозорливость молодого поэта: более чем на столетие он претворял философские тенденции, в которых мотив одиночества и абсурдности бытия стали определяющими. Творчество лидера французского экзистенциализма ж. П. Сартра продемонстрировало всю глубину и важность этой проблемы человека xx столетия. М. Лермонтов никогда не был в киеве, но именно киев стал городом, где образ "демона" не только получил свое развитие, но и обрел то новое воплощение в изобразительном искусстве и литературе, с которым перешел из века xix в век xx. В киевских работах художника-новатора михаила врубеля герой лермонтовской поэмы обрел зримые пластические очертания. В киеве сложился и замысел романа михаила булгакова "мастер и маргарита", где в условиях сталинского режима "демоническая тема" получила небывалую значимость и актуальность. С приходом м. Лермонтова, м. Врубеля, м. Булгакова мировая культура, развивавшая различные направления образов демонологии в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, пополнилась новыми яркими творениями, масштабными по идее и емкими по содержанию. :Михаил лермонтов, михаил врубель, михаил булгаков. Они создали художественные образы исключительной силы, содержащие гордое противостояние богу. Каждому из них правомерно приписывали духовную идентичность с его художественным героем: в лермонтовском "демоне" голос героя сливается с голосом автора, пережившего "тоску, томившую его столько лет", в "демоне" врубеля - "иступленное томление" души, искавшей "небывалой весны", в воланде булгакова - мужество быть самим собой в самые "черные дни". В славянскую христианскую культуру имя михаил пришло из древней иудеи. В переводе на русский язык оно означает "кто как бог". Обращаясь к творчеству каждого из них, мы не только восхищаемся силой их художественного гения, мы благоговеем перед их готовностью преодолеть гигантские по размаху задачи, какие под силу разве что богу в дни творения. Впрочем, всякое созидание приравнивает человека к творцу. И мы гордимся тем, что на этот труд двоих из них вдохновил киев. Демон - образ-символ пришел в европейскую культуру из античной мифологии. У древних греков к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духи-хранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами, сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли или препятствовать человеку в исполнении его намерений. С развитием религиозных воззрений в христианстве и иудаизме демон стал трактоваться уже не просто как злой дух, он стал персонифицировать тьму, обман и зло, и воспринимался, соответственно, как бес, дьявол, сатана. На изменение толкования образа демона в христианстве оказала также влияние идея, высказанная в vii в. До н. Э. Иранским пророком заратустрой: он объяснял недостатки человеческой натуры присутствием темного созидательного духа, который выбрал сторону зла и стал неотъемлемой частью материального мира. У заратустры он назывался ариманом, в исламской доктрине - иблисом. В христианстве их аналогом стал сатана, который, согласно библейской легенде, из ангела, посланного богом удостовериться в совершенстве созданного им мира, обратился в падшего ангела, так как гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом бога. Другая важная концепция понимания образа демона-дьявола включает манихейские представления о том, что адам был создан сатаной, использовавшим похищенный у бога божественный свет.
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь -
Птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель - Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
- Итак, друзья, начнем урок!
У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. -
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки...
- Второй урок - родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».
К доске пойдет, допустим, Чиж...
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
- «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл...
Но тут звонок раздался.
- Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!
- Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как от кошки».
Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.
Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!
А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!
М. Лермонтов никогда не был в киеве, но именно киев стал городом, где образ "демона" не только получил свое развитие, но и обрел то новое воплощение в изобразительном искусстве и литературе, с которым перешел из века xix в век xx. В киевских работах художника-новатора михаила врубеля герой лермонтовской поэмы обрел зримые пластические очертания. В киеве сложился и замысел романа михаила булгакова "мастер и маргарита", где в условиях сталинского режима "демоническая тема" получила небывалую значимость и актуальность.
С приходом м. Лермонтова, м. Врубеля, м. Булгакова мировая культура, развивавшая различные направления образов демонологии в философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, пополнилась новыми яркими творениями, масштабными по идее и емкими по содержанию.
:Михаил лермонтов, михаил врубель, михаил булгаков. Они создали художественные образы исключительной силы, содержащие гордое противостояние богу. Каждому из них правомерно приписывали духовную идентичность с его художественным героем: в лермонтовском "демоне" голос героя сливается с голосом автора, пережившего "тоску, томившую его столько лет", в "демоне" врубеля - "иступленное томление" души, искавшей "небывалой весны", в воланде булгакова - мужество быть самим собой в самые "черные дни". В славянскую христианскую культуру имя михаил пришло из древней иудеи. В переводе на русский язык оно означает "кто как бог". Обращаясь к творчеству каждого из них, мы не только восхищаемся силой их художественного гения, мы благоговеем перед их готовностью преодолеть гигантские по размаху задачи, какие под силу разве что богу в дни творения. Впрочем, всякое созидание приравнивает человека к творцу.
И мы гордимся тем, что на этот труд двоих из них вдохновил киев.
Демон - образ-символ пришел в европейскую культуру из античной мифологии. У древних греков к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духи-хранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами, сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли или препятствовать человеку в исполнении его намерений. С развитием религиозных воззрений в христианстве и иудаизме демон стал трактоваться уже не просто как злой дух, он стал персонифицировать тьму, обман и зло, и воспринимался, соответственно, как бес, дьявол, сатана. На изменение толкования образа демона в христианстве оказала также влияние идея, высказанная в vii в. До н. Э. Иранским пророком заратустрой: он объяснял недостатки человеческой натуры присутствием темного созидательного духа, который выбрал сторону зла и стал неотъемлемой частью материального мира. У заратустры он назывался ариманом, в исламской доктрине - иблисом. В христианстве их аналогом стал сатана, который, согласно библейской легенде, из ангела, посланного богом удостовериться в совершенстве созданного им мира, обратился в падшего ангела, так как гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом бога. Другая важная концепция понимания образа демона-дьявола включает манихейские представления о том, что адам был создан сатаной, использовавшим похищенный у бога божественный свет.