бирюк жил в убогой избенке, низенькой, закоптелой, даже без полатей. автор признает, что сердце у него заныло, когда он вошел в нее. здесь обитает тот самый лесник бирюк, который отдал все силы тела и души на службу барину. и за ту убогую хибарку, за хлеб и воду служит ему этот великан. все окрестные мужики боялись его: бирюк был молодец высокого роста, плечист и сложен на славу. недаром про него кругом говорили: ничем не возьмешь – ни вином, ни деньгами. это рыцарь долга. но иногда подходила такая минута, что его служебная стойкость подвергалась испытанию, и долг уступал место чувству жалости. такой случай и передает автор. бирюк со двора своего услышал удары топора в лесу и сейчас же направился туда и настиг вора на месте. схватив, связал его бирюк и на свой двор, мокрого, в лохмотьях, с дрянной лошаденкой. мужичок стал молить о пощаде и просил его отпустить, оправдываясь тем, что воровал с голодухи, приказчиком разорен. «детки пищат, круто во как приходится». он просил отпустить лошаденку – один живот и есть. но бирюк не сдается, еще молит мужик, но напрасно. тогда он не выдержал, горе и отчаяние развязало язык, и послышалась брань в адрес жестокого лесника. «на, душегубец окаянный, пей христову кровь, зверь, зверь, зверь! » – молчать! » – загремел лесник и уже подступил было к нему с поднятыми руками, а мужик все не унимается, все грозит. но бирюк схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза и вытолкнул вон. «убирайся к черту со своей лошадью, да смотри, в другой раз у меня … » куда девалась его испытанная верность долгу? где его гнев, которого естественно было ожидать в таком человеке? и долг, и самолюбие – все это растаяло в лучах живого теплого участия к несчастному вору. и тургенев, уходя от бирюка, сказал ему: «удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».
Самым главным хозяином «темного царства», на мой взгляд, является марфа игнатьевна кабанова. ее поведение, речь, нрав соответствуют ее статусу. даже из первой реплики этого персонажа мы узнаем, что она – властная женщина, которой чужды понимание и уважение к другим людям: «если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». хотя хочет казаться благочестивой вдовой, которой не чужда забота о ближнем: «ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». из-за этого желания, возможно, она и принимает странников, как феклуша. именно с ней кабанова говорит «по душам» о нынешнем времени. и с традиционным калиновским недоверием ко всему новому обсуждает время прогресса: «назвать-то всячески можно, , хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. а меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду». буквально в каждой ее реплике слышится осуждение нового поколения: «поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то»; «хорошо еще, у кого в доме старшие есть, или дом-то и держится, пока живы»; «что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». по ее мнению все должно соответствовать традициям: жена должна обязательно бояться мужа: «как зачем бояться! как зачем бояться! да ты рехнулся, что ли? »; при расставании с мужем есть определенные правила поведения: «что на шею-то виснешь, бесстыдница! не с любовником прощаешься! он тебе муж – глава! аль порядку не знаешь? в ночи кланяйся! »; а когда он уехал, жена должна выть, показывая свою любовь и преданность: «другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего». видно, что кабанова обладает в доме неограниченной властью. и если бы все соответствовало ее желаниям, то вряд ли что изменилось со времен домостроя. тем, кто не считается с ее положением, она может нагрубить, несмотря на свое «благочестие»: «ну ты не горло-то распускай! ты найди подешевле меня! » при признании катерины кабанова торжествует:
бирюк жил в убогой избенке, низенькой, закоптелой, даже без полатей. автор признает, что сердце у него заныло, когда он вошел в нее. здесь обитает тот самый лесник бирюк, который отдал все силы тела и души на службу барину. и за ту убогую хибарку, за хлеб и воду служит ему этот великан. все окрестные мужики боялись его: бирюк был молодец высокого роста, плечист и сложен на славу. недаром про него кругом говорили: ничем не возьмешь – ни вином, ни деньгами. это рыцарь долга. но иногда подходила такая минута, что его служебная стойкость подвергалась испытанию, и долг уступал место чувству жалости. такой случай и передает автор. бирюк со двора своего услышал удары топора в лесу и сейчас же направился туда и настиг вора на месте. схватив, связал его бирюк и на свой двор, мокрого, в лохмотьях, с дрянной лошаденкой. мужичок стал молить о пощаде и просил его отпустить, оправдываясь тем, что воровал с голодухи, приказчиком разорен. «детки пищат, круто во как приходится». он просил отпустить лошаденку – один живот и есть. но бирюк не сдается, еще молит мужик, но напрасно. тогда он не выдержал, горе и отчаяние развязало язык, и послышалась брань в адрес жестокого лесника. «на, душегубец окаянный, пей христову кровь, зверь, зверь, зверь! » – молчать! » – загремел лесник и уже подступил было к нему с поднятыми руками, а мужик все не унимается, все грозит. но бирюк схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза и вытолкнул вон. «убирайся к черту со своей лошадью, да смотри, в другой раз у меня … » куда девалась его испытанная верность долгу? где его гнев, которого естественно было ожидать в таком человеке? и долг, и самолюбие – все это растаяло в лучах живого теплого участия к несчастному вору. и тургенев, уходя от бирюка, сказал ему: «удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».
подробнее - на -