Калиныч — герой рассказа и. с. тургенева «хорь и калиныч» (1847) из цикла «записки охотника» . в противоположность хорю, герою того же рассказа, к. символизирует поэтическую сторону национального характера. бытовая жизнь не деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком полутыкиным, ходить с ним на охоту и т. д. вместе с тем в поведении к. нет раболепства, он любит и уважает полу-тыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком. самые лучшие черты характера к. проявляются в его трогательной дружбе с хорем. так, рассказчик впервые встречает его, когда к, приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от мужика таких «нежностей» . образ к. открывает в «записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. в числе таких героев касьян из «красивой мечи» , ер-молай — спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах «ермолай и мельничиха» , «мой сосед радилов» , «льгов» и др. такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры человека. следуя традиции тургенева, два противоположных характера, подобных хорю и к. , создает а. и. в рассказе «лесная глушь» (первоначально «в лесной глуши» , 1898). это сотский кирилл и полесовщик талимон, но такой типаж, как к. , оказывается более привлекательным для , поэтому его непрактичный, добрый и скромный талимон по своему душевному облику выше самовлюбленного и болтливого кирилла. хорь — герой рассказа и. с. тургенева «хорь и калиныч» (1847) из цикла «записки охотника» . это один из наиболее интересных крестьянских типов . он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, x. живет независимо от своего помещика, полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры. это проявляется в беседах с другим героем «записок» — рассказчиком: «из наших разговоров я вынес одно убежденье < > что петр великий был по преимуществу человек, именно в своих преобразованиях < > . что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно» . это сопоставление, как и сравнение внешности x. с наружностью сократа, придает особую значимость образу x. важнейшее средство характеристики этого героя — параллель с другим персонажем, ка-линычем. с одной стороны, они четко противопоставлены как рационалист и идеалист, с другой — дружба с калинычем выявляет в образе x. такие черты, как понимание музыки, природы. своеобразно отражается характер героя и в его отношениях с полутыкиным: в поведении x. нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям. x. не единственный подобный тип в ряду тургеневских героев. в «записках охотника» формируется определенный образ национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности этого твердого, делового начала. к нему относятся наряду с x. такие герои, как однодворец овсянников, пав-луша, чертопханов, уездный гамлет. черты этого типа встречаются у тургенева позже в образе базарова.
3)Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро» «Что-то начало беспокоить Васютку при виде бес мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!» Изображение внутреннего состояния героя
Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро»
«Что-то начало беспокоить Васютку при виде бес мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»
4)Изображение внутреннего состояния героя
«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького мужичка, вышел из избы» «Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…» «Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук» В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям. Сравнение изображает внешность героя.
«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького
мужичка, вышел из избы»
«Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…»
«Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук»
В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям.
5)Сравнение изображает внешность героя.
«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным» Сравнения используются для описания природы
«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным»
6)Сравнения используются для описания природы
«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох» «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир
«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох»
«В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь»
Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир
«Понёсся, как леший» (О глухаре) «Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья» Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным
«Понёсся, как леший» (О глухаре)
«Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья»
7)Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным
«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером» Сравнения В.П.Астафьева отличаются выразительностью, смысловой точностью, придают описанию тайги и путешествию Васютки особую наглядность, изобразительность, эмоциональность.
«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером»
Сравнительные союзы:
1)Синтаксическое
«Ореховая скорлупа трещала под ногами, как осенний ледок на лужах»
Похож на, напоминает, кажется, смахивать, подобен, сходен и т.п .
как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др.
2)Морфологическое
Использование формы творительного падежа
«Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»
«Шишки, попорченные кедровками , напоминали комочки сотов»
«Облака спрессованной ватой ложились на тайгу»
3)Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро» «Что-то начало беспокоить Васютку при виде бес мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!» Изображение внутреннего состояния героя
Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро»
«Что-то начало беспокоить Васютку при виде бес мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»
4)Изображение внутреннего состояния героя
«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького мужичка, вышел из избы» «Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…» «Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук» В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям. Сравнение изображает внешность героя.
«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького
мужичка, вышел из избы»
«Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…»
«Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук»
В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям.
5)Сравнение изображает внешность героя.
«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным» Сравнения используются для описания природы
«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным»
6)Сравнения используются для описания природы
«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох» «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир
«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох»
«В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь»
Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир
«Понёсся, как леший» (О глухаре) «Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья» Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным
«Понёсся, как леший» (О глухаре)
«Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья»
7)Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным
«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером» Сравнения В.П.Астафьева отличаются выразительностью, смысловой точностью, придают описанию тайги и путешествию Васютки особую наглядность, изобразительность, эмоциональность.
«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером»