Мцыри"- это лирическая романтическая поэма, которая отличается идейно-художественным своеобразием. Композиция лермонтовской поэмы традиционна для романтического произведения. Все внимание автор сконцентрировал не на внешних событиях, а на богатом внутреннем мире главного героя. Лишь небольшая глава посвящена жизни Мцыри, а остальная часть поэмы представляет собой взволнованный монолог - исповедь героя. В нем Мцыри рассказывает о "трех блаженных днях" свободы, обо всем, что он успел за это время узнать, пережить, прочувствовать.
Изображение событий в романтической поэме абсолютно отвлечено от действительности. В лермонтовском произведении не указано ни временных рамок, ни названия монастыря. Автор уточняет лишь то, что в этот период "такой-то царь, в такой-то год вручал России свой народ".
Уже с первых строк поэмы у нас создается впечатление, что Мцыри - сильная, духовно богатая личность. Не случайно во вступлении говорится о том, как Мцыри еще ребенком проявил "великий дух его отцов". Пугливый и дикий, он без жалоб переносил болезни, недуги. В годы пребывания в божьей обители у Мцыри зарождается страстное стремление к познанию окружающего мира:
Давным-давно задумал я …
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Экзотический пейзаж и природа лучше понять личность Мцыри, проникнуть в его богатый внутренний мир. Развитие действий происходит на фоне пышных полей, причудливых, как мечты, горных хребтов. И весь мир кажется Мцыри гармоничным и прекрасным - он , "как брат, обняться с бурей был бы рад".
Именно любовь раскрыть исключительные черты личности героя. В первый день своих странствий Мцыри встречается с прекрасной девушкой-грузинкой, которая своим пением пробудила прекрасное чувство в сердце юноши. Чувства переполняют душу Мцыри, когда он видит две сакли, приросшие к скале. Воспоминания о родине рождают в нем жажду материнской любви и отцовской привязанности. Мцыри не бежит от людей, а, наоборот, хочет соединиться с ними. Речь главного персонажа романтизирована. Мцыри говорит о трех днях на свободе поэтично, одухотворенно, возвышенно. Язык его эмоционален, приподнят, насыщен яркими сравнениями и метафорами. Искренняя исповедь героя дает возможность представить нам картины прекрасного мира, ранее скрытого от него.
Кульминацией романтической поэмы, безусловно, является схватка Мцыри с барсом. Романтична победа слабого юноши над сильным зверем: она символизирует неуемное стремление героя к свободе : "Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу".
Основой сюжета становится философская идея единения и борьбы человека с природой и обществом. Но если природа представлена в поэте автором как самое активное начало, то общество дано в подтексте. Лермонтов нигде не произносит слово "тюрьма", однако весь образный строй поэмы говорит о затворничестве героя в душной кель, против чего восстает его гордая душа. Мцыри стремится к людям, близким ему не только по крови, но и по духу. Таким образом, композиция романтической поэмы строится по тому же принципу, что и композиция "Героя нашего времени". Автор постепенно приближает нас к своему главному герою. Сюжет поэмы замкнут : герой движется как бы по заколдованному кругу. Он убегает из монастыря, который для него является тюрьмой, но тюрьмой оказывается и природа (образ леса) . Мцыри в конце концов приходит к выводу о том, что и его тело - это тюрьма для его духа.
В поэме устами лермонтовского Мцыри произносится суд над монастырскими законами мрачной эпохи "безвременья". Свободолюбие романтического героя символизирует собой революционные порывы передовых людей того времени. Мцыри явился "любимым" идеалом Лермонтова, в котором отразилась мятежная натура поэта.
Мцыри"- это лирическая романтическая поэма, которая отличается идейно-художественным своеобразием. Композиция лермонтовской поэмы традиционна для романтического произведения. Все внимание автор сконцентрировал не на внешних событиях, а на богатом внутреннем мире главного героя. Лишь небольшая глава посвящена жизни Мцыри, а остальная часть поэмы представляет собой взволнованный монолог - исповедь героя. В нем Мцыри рассказывает о "трех блаженных днях" свободы, обо всем, что он успел за это время узнать, пережить, прочувствовать.
Изображение событий в романтической поэме абсолютно отвлечено от действительности. В лермонтовском произведении не указано ни временных рамок, ни названия монастыря. Автор уточняет лишь то, что в этот период "такой-то царь, в такой-то год вручал России свой народ".
Уже с первых строк поэмы у нас создается впечатление, что Мцыри - сильная, духовно богатая личность. Не случайно во вступлении говорится о том, как Мцыри еще ребенком проявил "великий дух его отцов". Пугливый и дикий, он без жалоб переносил болезни, недуги. В годы пребывания в божьей обители у Мцыри зарождается страстное стремление к познанию окружающего мира:
Давным-давно задумал я …
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Экзотический пейзаж и природа лучше понять личность Мцыри, проникнуть в его богатый внутренний мир. Развитие действий происходит на фоне пышных полей, причудливых, как мечты, горных хребтов. И весь мир кажется Мцыри гармоничным и прекрасным - он , "как брат, обняться с бурей был бы рад".
Именно любовь раскрыть исключительные черты личности героя. В первый день своих странствий Мцыри встречается с прекрасной девушкой-грузинкой, которая своим пением пробудила прекрасное чувство в сердце юноши. Чувства переполняют душу Мцыри, когда он видит две сакли, приросшие к скале. Воспоминания о родине рождают в нем жажду материнской любви и отцовской привязанности. Мцыри не бежит от людей, а, наоборот, хочет соединиться с ними. Речь главного персонажа романтизирована. Мцыри говорит о трех днях на свободе поэтично, одухотворенно, возвышенно. Язык его эмоционален, приподнят, насыщен яркими сравнениями и метафорами. Искренняя исповедь героя дает возможность представить нам картины прекрасного мира, ранее скрытого от него.
Кульминацией романтической поэмы, безусловно, является схватка Мцыри с барсом. Романтична победа слабого юноши над сильным зверем: она символизирует неуемное стремление героя к свободе : "Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу".
Основой сюжета становится философская идея единения и борьбы человека с природой и обществом. Но если природа представлена в поэте автором как самое активное начало, то общество дано в подтексте. Лермонтов нигде не произносит слово "тюрьма", однако весь образный строй поэмы говорит о затворничестве героя в душной кель, против чего восстает его гордая душа. Мцыри стремится к людям, близким ему не только по крови, но и по духу. Таким образом, композиция романтической поэмы строится по тому же принципу, что и композиция "Героя нашего времени". Автор постепенно приближает нас к своему главному герою. Сюжет поэмы замкнут : герой движется как бы по заколдованному кругу. Он убегает из монастыря, который для него является тюрьмой, но тюрьмой оказывается и природа (образ леса) . Мцыри в конце концов приходит к выводу о том, что и его тело - это тюрьма для его духа.
В поэме устами лермонтовского Мцыри произносится суд над монастырскими законами мрачной эпохи "безвременья". Свободолюбие романтического героя символизирует собой революционные порывы передовых людей того времени. Мцыри явился "любимым" идеалом Лермонтова, в котором отразилась мятежная натура поэта.