Значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина огромно. Его можно назвать одним из величайших русских сатириков. Чрезвычайно острые произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает «могучих сгущениях темных сторон» жизни, критикуемых и отрицаемых во время присутствующих справедливости и света. Многое из того, что происходит в нашем веке, было пророчески предсказано писателем в романах, сказках и очерках. Так, в «Господах Головлевых» жизнь дворянской семьи очень похожа на жизнь некоторых людей в наше время. Нередко встречаются современные «Иудушки», которые притворной лаской, хитростью и подлостью завладевают доверием близких, а потом просто живут за их счет или оставляют родственников без средств существования. В Советское время считалось, что общество должно воспитывать человека, и зачастую дети росли «черствыми» и готовыми на предательство ради мифического «общего счастья». Сейчас же, не только народ, но и передовые деятели искусства тоже осознают проблему распада семьи. И театр, и публицистика, и изобразительное искусство пытаются донести всю важность проблемы и убедить людей, что по мере материально улучшения (если, конечно, оно стало основным смыслом жизни), в их собственных душах происходит опустошение. Недаром, роль Порфирия Владимировича в театре – одна из самых сложных. Этот образ глубоко психологичен. Салтыков-Щедрин говорил, что Порфирий – «лицемер чисто русского…, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежественным без границ, сутяга, лгун, Пустослов…» На сцене это достигается при ярких речевых характеристик. Так, театр российской армии и заостряют внимание на проблемах современной действительности. Этим и объясняется актуальность романа «Господа Головлевы». Его можно назвать историей семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ей жажды стяжательства, из-за утраты человеческих связей между людьми. В наши дни сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не утратила своей значительности, и на примере жизни великого сатирика вырастают новые поколения честных и мужественных писателей и журналистов.
Одним из челяди старой барыни был дворник Герасим.
Герасим с детства жил в деревне. Он был крепостным крестьянином. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложен богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых. Любое дело спорилось в его руках. Но Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан и тулуп, дали в руки метлу и определили дворником.
Переселённый в город, он не понимал, что с ним происходит и скучал, потому что с детства привык к полевым работам и деревенскому быту. Но и в городе он усердно и исправно выполнял свои обязанности. Никогда у него ни щепок не валялось, ни сору. А после того, как он однажды ночью поймал двух воров, его все стали очень уважать.
Со всей остальной челядью он был в коротких отношениях: считал их за своих. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, знал свои права и любил во всём порядок; даже петухи при нём не смели драться. Ходил за гусями, кормил их и сам смахивал на степенного гусака. Жил Герасим в коморке над кухней. Он устроил её по своему вкусу и не любил, чтобы к нему ходили.
Однажды, когда Герасим шёл вдоль реки, он вдруг заметил, что что-то барахтается в тине у самого берега, нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами. Щенок дрожал всем своим телом. Герасим забрал несчастную собачку к себе в каморку. Он уложил её на кровати, напоил, накормил и оставил жить у себя. Назвал он собачку Муму. Герасим её любил без памяти. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за Муму. Она выросла в очень ладную собачку испанской породы. Муму страстно привязалась к Герасиму, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Она была чрезвычайно умна, со всеми ласкова, но любила одного Герасима.
год, Герасим был очень счастлив.
Но однажды барыня увидела Муму, велела принести её к себе в комнату. Муму испугалась барыню и её приживалок и зарычала. Барыне это не понравилось и она приказала убрать её со двора. Сначала собаку втайне от Герасима продали, а когда она вернулась к своему хозяину, барыня приказала Гавриле убить её.
Как человек крепостной и подневольный, Герасим выполнил это приказание. Но после того, как он утопил бедную Муму, он прибежал в свою каморку, уложил пожитки в старую попону и вернулся в деревню в свою избёнку. Жить в городе и служить барыне он больше не смог.
В Советское время считалось, что общество должно воспитывать человека, и зачастую дети росли «черствыми» и готовыми на предательство ради мифического «общего счастья». Сейчас же, не только народ, но и передовые деятели искусства тоже осознают проблему распада семьи. И театр, и публицистика, и изобразительное искусство пытаются донести всю важность проблемы и убедить людей, что по мере материально улучшения (если, конечно, оно стало основным смыслом жизни), в их собственных душах происходит опустошение.
Недаром, роль Порфирия Владимировича в театре – одна из самых сложных. Этот образ глубоко психологичен. Салтыков-Щедрин говорил, что Порфирий – «лицемер чисто русского…, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежественным без границ, сутяга, лгун, Пустослов…» На сцене это достигается при ярких речевых характеристик. Так, театр российской армии и заостряют внимание на проблемах современной действительности. Этим и объясняется актуальность романа «Господа Головлевы». Его можно назвать историей семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ей жажды стяжательства, из-за утраты человеческих связей между людьми.
В наши дни сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не утратила своей значительности, и на примере жизни великого сатирика вырастают новые поколения честных и мужественных писателей и журналистов.
Герасим с детства жил в деревне. Он был крепостным крестьянином. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложен богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых. Любое дело спорилось в его руках. Но Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан и тулуп, дали в руки метлу и определили дворником.
Переселённый в город, он не понимал, что с ним происходит и скучал, потому что с детства привык к полевым работам и деревенскому быту. Но и в городе он усердно и исправно выполнял свои обязанности. Никогда у него ни щепок не валялось, ни сору. А после того, как он однажды ночью поймал двух воров, его все стали очень уважать.
Со всей остальной челядью он был в коротких отношениях: считал их за своих. Вообще Герасим был нрава строгого и серьёзного, знал свои права и любил во всём порядок; даже петухи при нём не смели драться. Ходил за гусями, кормил их и сам смахивал на степенного гусака. Жил Герасим в коморке над кухней. Он устроил её по своему вкусу и не любил, чтобы к нему ходили.
Однажды, когда Герасим шёл вдоль реки, он вдруг заметил, что что-то барахтается в тине у самого берега, нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами. Щенок дрожал всем своим телом. Герасим забрал несчастную собачку к себе в каморку. Он уложил её на кровати, напоил, накормил и оставил жить у себя. Назвал он собачку Муму. Герасим её любил без памяти. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за Муму. Она выросла в очень ладную собачку испанской породы. Муму страстно привязалась к Герасиму, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Она была чрезвычайно умна, со всеми ласкова, но любила одного Герасима.
год, Герасим был очень счастлив.
Но однажды барыня увидела Муму, велела принести её к себе в комнату. Муму испугалась барыню и её приживалок и зарычала. Барыне это не понравилось и она приказала убрать её со двора. Сначала собаку втайне от Герасима продали, а когда она вернулась к своему хозяину, барыня приказала Гавриле убить её.
Как человек крепостной и подневольный, Герасим выполнил это приказание. Но после того, как он утопил бедную Муму, он прибежал в свою каморку, уложил пожитки в старую попону и вернулся в деревню в свою избёнку. Жить в городе и служить барыне он больше не смог.