Встреча Ильи со Святогором оказалась во многом знаковой: сперва Илья пытался немного раззадорить богатыря, но, увидев, что его действия не причиняют ему вреда, он проникается симпатией к силе и могуществу Святогора. Богатыри решают побрататься: обменять нательными крестами. Какое-то время они путешествуют вместе, пока однажды на горе Елеонской не натыкаются на большой гроб.
Понимает Святогор, что пришел час его кончины и напоследок отдает он часть своей сверхчеловеческой силы Илье Муромцу.
**
Главная мысль былины: никогда не переведутся богатыри на земле русской. Новое время родит новых героев, а сила и мудрость ушедших переходит к ним по наследству.
Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем . Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод - женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла; она превратилась в красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел исследователей к следующим заключениям: 1) Мотив о подымании сумочки - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне.
Понимает Святогор, что пришел час его кончины и напоследок отдает он часть своей сверхчеловеческой силы Илье Муромцу.
**
Главная мысль былины: никогда не переведутся богатыри на земле русской. Новое время родит новых героев, а сила и мудрость ушедших переходит к ним по наследству.