Мы комедию «горе от ума» и нам задали написать сочинение, но сочинение у меня уже есть. мне надо доказать свои мысли цитатами. .❤️
“общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию а.с. грибоедова «горе от ума». а построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только чацкий.на его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество.александр андреевич чацкий – личность, которую грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души. он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. герой буквально пропитан любовью к народу и желанием противостоять жестокой крепостнической системе, угнетающей людей. его чувства искренни и непосредственны. это касается и чистоты его любви в софье.в своем произведении драматург создал «нового человека» эпохи. он не такой как все, «чужак», «отщепенец», а значит, обречен на непонимание и одиночество.
герой приходит в мир с новыми идеями, мыслями, . он осуждает нравы, которые стали основой жизни «фамусовского общества», укоренившись в умах и сердцах. чацкий – сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои принципы и идеалы.но оказывается, что его новые взгляды никому не просто не нужны, а даже вредны. ведь они нарушают покой того, что уже устоялось, превратившись в уютное болото. чацкий пытается что-то изменить, но не тут-то было. ему предлагается стать таким, как все, отказаться от своих взглядов. но для него стать серой личность в такой же толпе равносильно нравственной смерти.герой комедии, принявший безоговорочное решение идти против системы, остается в полном одиночестве. мало того, фамусовское общество, не прощает ему независимости и свободолюбия, распространив глупый слух о его сумасшествии. оно отвергает «безумца», изгоняя его из своего мира.одиночество чацкого объясняется несовместимостью с окружающим его обществом. ведь цели, ценности, идеалы для них совершенно разные. представители мира фамусовых не могут признать взгляды чацкого правильными, ведь тогда нужно будет отказаться от своего уютного мирка. а это для них невозможно.вот и получается, что, как и для любого человека, решившего пойти против системы, для чацкого уготован единственный выход – путь изгоя. два совершенно разных мира не могут находиться рядом.
Мастер не заслужил света потому, что это противоречило бы:
- христианским канонам («зона героев романа»);
- философской концепции мира в романе («зона автора»);
- жанровой природе романа («зона жанра»);
- эстетическим реалиям ХХ века («зона эпохи, времени и места написания и прочтения романа»).
Прежде всего обратимся к причинам религиозно-этическим, христианским. Они находятся в «зоне героев», вытекают из романных судеб героев, как если бы те жили «сами по себе», по своей воле, а не по авторской. И такой подход самый распространенный.
С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом оставался слишком земным. Он не преодолел в себе человеческого, телесного начала. Это выразилось, в частности, в том, что он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь — Маргариту, он хотел бы с нею делить свою будущую неземную жизнь. Классический прецедент в мировой литературе известен: Данте в «Божественной комедии» тем, кто был предан земной любви, отказал в свете, поместил в Ад или в Чистилище. Во втором круге Дантова Ада — Парис, соблазнивший Елену Прекрасную и увезший ее от законного супруга, и несчастные Франческа да Римини и Паоло, «погубленные жаждой наслаждений», и многие, многие другие. Этот и подобные сюжеты в различных их вариациях восходят, в частности, к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшейся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп. По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю. Ситуация в романе, по сути, повторяет библейскую: Мастер также «оглядывается» на свое Но Булгаков распорядился судьбой своего героя иначе: он если и не оправдывает Мастера полностью, дистанцируясь от него, то, безусловно, сочувствует ему.
По христианским представлениям истинный верующий, жаждущий должен отказаться от всего земного, тем более его не должна тяготить земная грешная любовь. Земные узы родства христианство ставит ниже уз духовных. См. Евангелие от Луки (8:19–21): Иисус говорил с народом, когда «пришла к нему матерь и братья его, и не смогли подойти к нему по причине народа. И дали знать ему: Мать и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: Матерь моя и братья мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» [7,21].
Мастера можно упрекнуть в унынии, капитуляции. Да, Мастер устал, он до конца испил чашу страданий, мы далеки от мысли осуждать его. Но уныние, отчаяние также греховны, и не только по христианским канонам. Мастер отказывается от угаданной им в его романе истины, он признается:
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него» [5,300].
Сожжение романа — это своего рода самоубийство, — творческое. Можно предположить, что Воланд потому и появился в Москве, что уничтожение романа послужило как бы апелляцией к нему, к силам зла. Воланд — повелитель теней, а «тень» романа, сожженный роман теперь проходит по его ведомству.