Н.а заболоцкий "последние канны" 1. какое настроение вызвало у вас стихотворение? менялось ли оно при чтении? если да, то как и почему? 2.проследите за тем, как меняется освещение в стихотворении. какие чувства у вас вызывает этот процесс?
Н.Заболоцкий. Осенние пейзажи 3. П о с л е д н и е к а н н ы. Все то, что сияло и пело, В осенние скрылось леса, И медленно дышат на тело Последним теплом небеса. Ползут по деревьям туманы, Фонтаны умолкли в саду. Одни неподвижные канны Пылают у всех на виду. Так, вытянув крылья, орлица Стоит на уступе скалы, И в клюве ее шевелится Огонь, выступая из мглы. 1955 г. 1. В стихотворении изображено неумолимое увядание природы. Разнообразия красок в садах остается все меньше и меньше. Цветовой акцент этой поры - золото и багрянец умирающей листвы. И только стойкие канны упорно продолжают цвести, бросая вызов наступлению осени. Стихотворение вызывает легкую грусть. Сначала это чувство острее. Ведь художественно изображен не только неотвратимый процесс увядания в природе. Читая, осознаешь, что ему подчинена и человеческая жизнь. Разве не для понимания этого писал стихотворение поэт? Затем поэтический образ канн, дарящих свою красоту до последнего мига, когда их, неженок, погубит мороз, показывает пример философского отношения к жизни и стойкости. И настроение становится менее тревожным и печальным. Когда при чтении последней строфы по ассоциативной цепочке - орел, огонь - в мыслях возникает образ Прометея, переключаешься на раздумья о смысле жизни. Настроение уже гораздо умиротвореннее. 2. Для более полного раскрытия темы (осенний пейзаж) и идеи (стойкость вопреки обстоятельствам) стихотворения Николай Заболоцкий применяет цвето- и светопись. В первой строфе - сияние (в воспоминании о нем) и солнце (последнее тепло небес). Во второй света меньше, все заволакивает туман, ползущий по деревьям. А в третьей строфе - уже мгла, из которой выступает контур раскинувшей крылья орлицы с огоньком света в клюве. Неугасающий огонек! Этот процесс вызывает у меня восхищение мастерством поэта и ассоциацию с финалом "Прощальной симфонии"Гайдна.
Осенние пейзажи
3. П о с л е д н и е к а н н ы.
Все то, что сияло и пело,
В осенние скрылось леса,
И медленно дышат на тело
Последним теплом небеса.
Ползут по деревьям туманы,
Фонтаны умолкли в саду.
Одни неподвижные канны
Пылают у всех на виду.
Так, вытянув крылья, орлица
Стоит на уступе скалы,
И в клюве ее шевелится
Огонь, выступая из мглы.
1955 г.
1. В стихотворении изображено неумолимое увядание природы. Разнообразия красок в садах остается все меньше и меньше. Цветовой акцент этой поры - золото и багрянец умирающей листвы. И только стойкие канны упорно продолжают цвести, бросая вызов наступлению осени.
Стихотворение вызывает легкую грусть.
Сначала это чувство острее. Ведь художественно изображен не только неотвратимый процесс увядания в природе. Читая, осознаешь, что ему подчинена и человеческая жизнь. Разве не для понимания этого писал стихотворение поэт?
Затем поэтический образ канн, дарящих свою красоту до последнего мига, когда их, неженок, погубит мороз, показывает пример философского отношения к жизни и стойкости. И настроение становится менее тревожным и печальным.
Когда при чтении последней строфы по ассоциативной цепочке - орел, огонь - в мыслях возникает образ Прометея, переключаешься на раздумья о смысле жизни. Настроение уже гораздо умиротвореннее.
2. Для более полного раскрытия темы (осенний пейзаж) и идеи
(стойкость вопреки обстоятельствам) стихотворения Николай Заболоцкий применяет цвето- и светопись. В первой строфе - сияние (в воспоминании о нем) и солнце (последнее тепло небес). Во второй света меньше, все заволакивает туман, ползущий по деревьям. А в третьей строфе - уже мгла, из которой выступает контур раскинувшей крылья орлицы с огоньком света в клюве. Неугасающий огонек!
Этот процесс вызывает у меня восхищение мастерством поэта и ассоциацию с финалом "Прощальной симфонии"Гайдна.