19 век называют "Золотым веком" русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Но литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.
19 век-это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. А. Фета, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова. Творчеством Ф. И. Тютчева "Золотой век" русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов.
Русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А. С. Пушкина "Пророк", ода "Вольность", "Поэт и толпа", стихотворение М. Ю. Лермонтова "На смерть поэта" и другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть "Капитанская дочка", где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип "лишнего человека", образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип "маленького человека", который показан Н. В. Гоголем в его повести "Шинель", и А. С. Пушкиным в повести "Станционный смотритель".
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма) . В этом же плане выдержана комедия "Ревизор".
Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества -характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.
С середины 19 века происходит и становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Чтобы делать анализ стихотворения, необходимо выделить его тему. Это может быть лирика, то есть произведение посвящено любви и чувствам, может быть описание природы (пейзаж) , может быть философия (рассуждения о смысле бытия и других категориях) , а также стих может быть посвящен социально значимым проблемам.
Следующим пунктом анализа становится сюжет. Его может и не быть, если стихотворение посвящено чувствам. Тогда вы, скорее всего, будете читать описание таковых, хотя за ними наверняка будет прослеживаться линия взаимоотношений. Тем не менее, если событий в стихотворении нет, акцентировать внимание на сюжете необязательно.
Чтобы сделать анализ стихотворения, важно определить его размер это самая сложная часть для тех, кто не изучал теорию литературы. Чаще всего встречаются такие размеры, как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Их отличия состоят в количестве слогов в строке, а также в размещении ударения, которое и составляет ритм стиха в целом.
Может отличаться и периодичность рифмы, о чем обязательно следует указать при анализе стиха. Она может быть парной (когда рифмуются две строки подряд) , кольцевой (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я) и перекрестной (рифмуются четные и нечетные строки) .
При анализе стихотворения важно указать на использованные художественные образы их выражения, стилистические фигуры и тропы. К таковым относятся эпитеты, аллегория, метафоры, гиперболы и т. д. Усиливать эффект и расставить акценты также повторы (рефрены) и другие обороты.
Следует учитывать и стилистическое направление произведения. Это может быть романтизм, но сегодня нередко встречается и модернизм, и футуризм, и другие современные течения.
19 век-это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. А. Фета, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова.
Творчеством Ф. И. Тютчева "Золотой век" русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов.
Русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А. С. Пушкина "Пророк", ода "Вольность", "Поэт и толпа", стихотворение М. Ю. Лермонтова "На смерть поэта" и другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза.
Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть "Капитанская дочка", где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип "лишнего человека", образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип "маленького человека", который показан Н. В. Гоголем в его повести "Шинель", и А. С. Пушкиным в повести "Станционный смотритель".
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма) . В этом же плане выдержана комедия "Ревизор".
Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества -характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.
С середины 19 века происходит и становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I.
Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает.
Следующим пунктом анализа становится сюжет. Его может и не быть, если стихотворение посвящено чувствам. Тогда вы, скорее всего, будете читать описание таковых, хотя за ними наверняка будет прослеживаться линия взаимоотношений. Тем не менее, если событий в стихотворении нет, акцентировать внимание на сюжете необязательно.
Чтобы сделать анализ стихотворения, важно определить его размер это самая сложная часть для тех, кто не изучал теорию литературы. Чаще всего встречаются такие размеры, как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Их отличия состоят в количестве слогов в строке, а также в размещении ударения, которое и составляет ритм стиха в целом.
Может отличаться и периодичность рифмы, о чем обязательно следует указать при анализе стиха. Она может быть парной (когда рифмуются две строки подряд) , кольцевой (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я) и перекрестной (рифмуются четные и нечетные строки) .
При анализе стихотворения важно указать на использованные художественные образы их выражения, стилистические фигуры и тропы. К таковым относятся эпитеты, аллегория, метафоры, гиперболы и т. д. Усиливать эффект и расставить акценты также повторы (рефрены) и другие обороты.
Следует учитывать и стилистическое направление произведения. Это может быть романтизм, но сегодня нередко встречается и модернизм, и футуризм, и другие современные течения.