В сказе Бажова "Таюткино озеро" рассказывается о тяжёлой работе горняков на уральских рудниках, о бедной маленькой девочке Наташе, которую окружающие ласково называли Таюткой. Таютке было 4 года, когда умерла после тяжёлой болезни её мама. Девочка осталась "на руках" отца, который работал на рудниках и вынужден был брать дочку с собой на работу, т.к. её не с кем было оставить. Работа горняка тяжёлая и чрезвычайно опасная, часто случаются обвалы в шахте и гибнут люди. Поэтому шахтёры суеверные люди, считающие властелином Уральских гор сказочный персонаж - Хозяйку Медной горы, которая может разгневаться и "завалить" породой неугодных ей горняков, а может и проявить милость и открыть перед людьми свои кладовые с сокровищами. Однажды, когда работа в шахте была признана слишком рискованной- была велика вероятность обвала породы-шахтёры послали в шахту отца Таютки вместе со старым опытным дедом-шахтёром. Девочку отец взял с собой, решив, что если он должен погибнуть, то для дочери лучше погибнуть вместе с ним, чем оставаться на этом жестоком свете круглой сиротой. Случилось так, что нашим героям повезло, они остались живы. Хозяйка Медной горы была к ним благосклонна. Более того, благодаря Таютке в шахте горняки обнаружили удивительную породу, которая отражала как зеркало, как водяная гладь. Камень этот, он был назван "Таюткино озеро", подняли на поверхность. Все любовались необычным камнем, смотрелись в его зеркальную гладь. Местная барыня-хозяйка приисков, узнав от управляющего о необычной находке, приказала доставить природное зеркало к себе в дом, заявив, что она и есть хозяйка Медной горы и все горные сокровища должны принадлежать только ей. Тут-то настоящая Хозяйка Медной горы и отомстила строптивой барыне- каменное зеркало брызнуло своими осколками барыне прямо в лицо, напугав её до полусмерти и лишив ног её управляющего. Вот такая история. А маленькое зеркало- точную копию большого- Таютка всю жизнь хранила у себя.
Тема жизни и смерти -- вечная во всей литературе -- является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы... "), "1830. Мая. 16 числа" ("Боюсь не смерти я. О нет!.. "), "Могила бойца", "Смерть", "Валерик", "Завещание", "Сон". Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы "Героя нашего времени", будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим "я" гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни "в шумном граде", ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается. В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни -- это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?