Как истинно народного поэта Александра Сергеевича Пушкина не могла не волновать история народных восстаний. Поэт изучал документы, относящиеся к истории пугачевского бунта, в засекреченных государственных архивах. В 1934 году он закончил работу над документальной "Историей пугачевского бунта", а двумя годами позже — над повестью "Капитанская дочка". На первых страницах повести мы знакомимся с молодым офицером, сыном отставного военного Петром Гриневым. Вместо службы в гвардии, куда он был записан с рождения, по воле отца он едет служить в забытую богом Белогорскую крепость. С ним едет преданный ему дядька Савельич. Гринев еще очень молод, совсем не знает жизни. На постоялом дворе он встречается с офицером Зуриным, проигрывает ему солидную сумму денег, вызвав тем самым гнев Савельича. В пути их бричку застигает метель. Добраться до ближайшего постоялого двора им неизвестно откуда взявшийся вожатый, которому в знак благодарности Петруша дарит свой заячий тулупчик. В Белогорской крепости Гринев знакомится с семьей капитана Миронова: комендантом крепости Иваном Кузьмичем, его женой Василисой Егоровной и их дочерью Марьей Ивановной. Последняя и есть та самая капитанская дочка, в честь кого названа повесть. Служить Гриневу нравится, тем более, что он радушно принят в семье Мироновых. В Машу он влюблен с первых дней. Он нескучно проводит время в обществе Алексея Швабрина, сосланного в Белогорскую крепость за дуэль. Внезапно капитану Миронову поступает сообщение о том, что соседнюю крепость заняли бунтовщики, предводитель которых — Емельян Пугачев — выдает себя за царя Петра III. Капитан принимает решение обороняться и не сдаваться, но силы слишком неравные, и Пугачев захватывает крепость. Иван Кузьмич убит, Василиса Егоровна повешена, Марью Ивановну прячут в доме у попадьи. Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. Пугачев и Гринев узнают друг друга, вожатый отпускает Гринева с богом, но тот скоро возвращается, чтобы вызволить из плена Швабрина Марью Ивановну. Пугачев ему и в этом.
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).
Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием»10.
Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».
История, рассказанная в «Человеке на часах», как нельзя лучше характеризует не столько «нравы и направления… эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия», сколько неподвижное казарменно-бюрократическое государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть свидетельство сына писателя, А. Н. Лескова, что рассказ написан со слов одного из действующих в нем лиц — Н. И. Миллера), Лесков не превращается в очеркиста. Для художника исторический анекдот становится зеркалом, с беспощадной правдивостью отразившим уродство, противоестественность, чудовищный автоматизм официального закона. Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный, героический, вполне соответствующий нравственным нормам поступок солдата Постникова воспринимается вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой, как личное несчастье, как нечто колеблющее самые основы государственного миропорядка. Буква закона выступает самодовлеющей силой. Автор показывает, как каждый из заинтересованных лиц более или менее сочувствует солдату Постникову, на несколько минут оставившему свой пост ради человека. Но для того чтобы «восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его во что-то иное. При этом все они отчуждаются от человеческой сущности, становясь частью некоего механизма, в котором должностные лица сцеплены друг с другом, подобно гайкам и шестеренкам. Отлаженный механизм срабатывает и устраняет непорядок…
Но самое страшное в другом… Вся история заканчивается ко всеобщему удовольствию: довольны офицеры, что дело не дошло до государя, доволен награжденный, доволен жестоко выпоротый Постников. Цена, заплаченная за это довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого11.
«Человек на часах»
Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах» даст
возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то
степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).
Оценивая свое творчество, Н. Лесков сказал: «Сила моего таланта в положительных
типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я,
рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это
я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием»10.
Это утверждение писателя относится и к его рассказу «Человек на часах», который
наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».
История, рассказанная в «Человеке на часах», как нельзя лучше характеризует
не столько «нравы и направления… эпохи тридцатых годов совершающегося
девятнадцатого столетия», сколько неподвижное казарменно-бюрократическое
государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть
свидетельство сына писателя, А. Н. Лескова, что рассказ написан со слов одного
из действующих в нем лиц — Н. И. Миллера), Лесков не превращается в очеркиста. Для
художника исторический анекдот становится зеркалом, с беспощадной правдивостью
отразившим уродство, противоестественность, чудовищный автоматизм официального
закона. Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный,
героический, вполне соответствующий нравственным нормам поступок солдата
Постникова воспринимается вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой,
как личное несчастье, как нечто колеблющее самые основы государственного
миропорядка. Буква закона выступает самодовлеющей силой. Автор показывает, как
каждый из заинтересованных лиц более или менее сочувствует солдату Постникову,
на несколько минут оставившему свой пост ради человека. Но для того чтобы
«восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его
во что-то иное. При этом все они отчуждаются от человеческой сущности, становясь
частью некоего механизма, в котором должностные лица сцеплены друг с другом,
подобно гайкам и шестеренкам. Отлаженный механизм срабатывает и устраняет
непорядок…
Но самое страшное в другом… Вся история заканчивается ко всеобщему
удовольствию: довольны офицеры, что дело не дошло до государя, доволен
награжденный, доволен жестоко выпоротый Постников. Цена, заплаченная за это
довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого11.