Пугачев емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» петром iii. этот образ в повести многогранен: пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. образ пугачева дан в повести глазами гринева – незаинтересованного лица. по мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. при первой встрече гринева с пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. вторая встреча с пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. создается ощущение, что пугачев играет, изображая «настоящего государя» . он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует» . и только во время третьей встречи с гриневым пугачевым раскрывается полностью. на казачьем пиру исчезает свирепость вождя. пугачев поет свою любимую песню («не шуми, мати зеленая дубровушка» ) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. но все-таки надеется на лучшее: «а разве нет удачи удалому? » но надежды пугачева не оправдываются. его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу» . пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. усмирение бунта равнозначно смерти пугачева, что и происходит в финале повести.
В«однодуме» еще сильней и ярче звучит мысль лескова о том, что каждому человеку необходимо жить по общечеловеческим законам, по евангельским заповедям. рыжов не принимал даров ни от бедных, ни от богатых. он не делит людей на социальные группы, для него важно какой человек внутри. поэтому однодум ведет себя одинаково по отношению ко всем людям. герой этого рассказа, испытав все тяготы сиротского детства, познав за время своего ученья у дьяка только самые азы грамоты, самостоятельно совершает затем восхождение к высотам духа, в котором он обретает поистине державную независимость. особенно понравился ему пророк исайя, его воззрения лежат в основе самого однодума. устами пророка исайи высказывается мысль автора о том, что нужно веру в душе иметь и жить по честности и добру, не устраивать показного отношения к богу. «измыйтесь, отымите лукавство от душ ваших. научитесь добро творити …"вся сложность жизни, у него вытеснена одной думою: жить буквально по праведным заветам – режет он правду-матку сильным мира сего. а те спускают ему все – как чудаку, юродивому. » но с этим высказыванием аннинского можно согласиться частично, так как рыжов, вдохновленный высокой библейской проповедью, на скромном посту квартального делает все возможное для реализации евангельских заповедей, его доброе сердце обращено к людям. но чем больше мы читаем этот рассказ, тем сильнее убеждаемся в том, что рыжов живет праведно и никакой он не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. в образе однодума лесков опять выражает свою идею о том, что каждый должен жить праведными заветами, должен научиться творить добро