«На ранних поездах» Вопросы для анализа стихотворения
-В чем особенности изображения военного времени в этом стихотворении? Как в нем отразились факты биографии поэта?
– Почему лирический герой так уверен в победе? В каких словах виден духовный и патриотический подъем поэта, его мысли о победе?
– Докажите, что образов и ассоциации стихотворения отличаются высокой сложностью. Приведите примеры.
– Чем можно объяснить единство образов природы и культуры?
– В чем неожиданность и оригинальность поэтической лексики: эпитетов, метафор и сравнений?
людьми, и самого государя, стоящего над генералами, почитаемого народом и этими самыми солдатами и гусарами?
Чем ближе мы знакомимся с героями романа, чем больше узнаем их, тем яснее становится, что среди них есть те, для которых все это действительно жизнь, без которой невозможно существовать. Но есть и другие, которые хотя и подчиняются законам общества, а некоторые даже активно созидают это общество, все-таки живут своей “настоящей жизнью”, своим внутренним миром. Это такие герои романа, как Ростовы и эти никому не понятные Болконские, Безуховы, да и простой крестьянский люд.
Именно эту жизнь я считаю “настоящей”. Лев Толстой тоже видел в этих героях жить “настоящей жизнью”. Прежде всего он связывал подлинность чувств и человеческих устремлений с Андреем Болконским.
Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с несколько суховатыми чертами лица. Особенно выделялся его скучающий взгляд. Он искал “настоящую жизнь” и когда находил что-то новое, чего не было еще в его повседневном существовании, считал это “настоящей жизнью”. Сначала он нашел полную противоположность себе, свою маленькую, оживленную жену Лизу. Потом “поймал” птицу счастья на войне, на службе. Дальше последовала “жизнь для себя” и опять служба. Но все перевернула в нем встреча с забавно-странной девчушкой, с Наташей Ростовой. Он уже решил было: “пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!” И вдруг изменил свои воззрения: “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год. Надо, чтоб все знали все то, что есть во мне. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!” Вот она, “настоящая жизнь”. Он сам говорит, что нашел ее, эту жизнь. “Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде”. Да! Андрей нашел “настоящую жизнь”, но он не успел пожить ею, умирая, он прекрасно понимает это. Однако он достиг своей цели в жизни и узнал, что она есть и какая она.
А что же Пьер Безухое? Этот массивный, толстый молодой человек с коротко стриженной головой, в очках. Что он? Он тоже искал свою “настоящую жизнь”, но другим путем, своим собственным. Можно ли сказать, что их пути поиска схожи? Да, конечно, ведь Пьер допустил ту же ошибку, что и Болконский. Он решил, что Элен — вот его “настоящая жизнь”. Хотя эти женщины — Элен и Лиза — различны, они на первый взгляд кажутся полными жизни. Потом последовало масонство, возникла уверенность в правильности этих убеждений. На самом деле Пьер уже с первой встречи с Наташей знал, что она совершенно не такая, как все, но он не понимал еще тогда, что все то, что она делает, как живет вообще, и есть то самое, чего он никак не может найти. Он, конечно, поймет это со временем, но ему придется подождать, пока сердце Наташи освободится от любви к другому. Пьер не умрет, он нашел наконец свою “настоящую жизнь”. По-моему, сам писатель не считает такую жизнь “настоящей”, так как уже лично пережил похожий этап в жизни и разочаровался, но для Пьера и Наташи это именно она.
Из всего, о чем я рассказала в сочинении, следует вывод, что все герои романа “Война и мир” стремятся к “настоящей жизни”. Некоторые найдут ее, некоторые нет, но все исступленно ищут свой путь. Этот поиск истины им импонирует и нравится. Я желаю всем найти свою “настоящую жизнь”!
Хранителями семейных устоев оказываются женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз.
Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову.
Точно определено и время финальных событий: "...8 лет после 12 года".
Престольный праздник в Лысых горах, где собираются любимые толстовскин герои, - праздник святого Николая.
К зимнему Николину дню собираются
вместе все оставшиеся в живых представители родов Ростовых и Болконских, и Пьер Безухов.
Вместе оказываются главы, отцы семейств Ростовых-Болконских (Николай) и Безуховых-Ростовых (Пьер) . Из старшего поколения - графиня Ростова.
Но повествование
закончено. Пьер и Наташа, Николай и графиня Марья нашли своё счастье. Им ещё нужно вырастить детей каждому из них построить свою жизнь, но отношения в этих семьях между взрослыми сложились и устоялись.
Ощущение "итоговости" судеб романных героев эпилоге очень сильно.
Голос автора,
или повествователя, сильнее "голосов" персонажей: ему известно многое из того, чего ещё не знают его герои, собравшиеся в этот вечер и год. Без труда определяются (и исчерпывающе объясняются) авторские симпатии к героям, а также лёгкая ирония и некоторая отчуждённость (к старой графине и особенно к Соне) .
Но несмотря на подробнейшее изложение всех обстоятельств предыдущей и нынешней
жизни персонажей, становится ясно, что все они находятся в предверии будущих грозных испытаний. Почти неразрешимый спор между Пьером и Николаем- предвестие сложных личных отношений. Участие Пьера в декабристском движении - это будущая "буря, а для семьи - житейское горе". Так что в этом смысле жизнь героев "Войны и мир" далека от завершения.