Стихотворение «властителям и судиям» является «гневной одой» , как сам назвал свое произведение автор. в этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. в самом начале стихотворения державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – бог, который рано или поздно рассудит всех. восстал всевышний бог, да судит земных богов во сонме их; доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых? поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «земные боги» , как называет державин властителей, думают только о своих низменных интересах. хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов. ваш долг есть: сохранять законы, на лица сильных не взирать, без , без обороны сирот и вдов не оставлять. властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. но так будет далеко не всегда. высшая справедливость рано или поздно восторжествует. и даже царь окажется перед лицом бога. и все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней: и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! и вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!все земное рано или поздно найдет своей конец. и напрасно думают властители, что все им позволено. каждое деяние будет оценено богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.
Николай михайлович карамзин — представитель сентиментально-романтической линии xviii века. в его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. чувствительность — так на языке конца xviii века определяли главное достоинство повестей карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. как никто из предшествующих писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей» , он учил их сострадать людям. чувствительным и нежным называли карамзина. в карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров. повесть карамзина «бедная лиза» , написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. этот мир лишает героев карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель. лиза жила вместе с матерью в подмосковье, в небольшом домике на берегу москвы-реки, неподалеку от симонова монастыря. и мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. с детства учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь» , а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянки любить умеют! » лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в москве» . мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери лиза так и не сказала ей о своих отношениях с эрастом) полюбила доброго, но праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин» , но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала.. и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе» . карамзин описывал отношения лизы и эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» , но «слабым и ветреным сердцем» . «он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии» . вначале эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с лизою как брат с сестрою» , но переоценил свои силы. затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. для лизы же потеря эраста была равносильна утрате жизни. существование без эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством. драма — не только у лизы, но и у эраста. ведь осудить себя самого на нравственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. о душевной драме эраста говорят слова самого автора: «эраст был до конца своей жизни несчастлив. узнав о судьбе лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею» . своего героя карамзин не считает типичным: «люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безрассудность, недостаток просвещения виною дурных »