Неугомонный судовой врач вновь отправляется в плавание и попадает в бробдингнег — государство великанов. теперь он сам чувствует себя лилипутом. в этой стране гулливер тоже попадает к королевскому двору. король бробдингнега, мудрый, великодушный монарх, «презирает всякую тайну, утонченность и интригу как у государей, так и у министров» . он издает простые и ясные законы, заботится не о пышности своего двора, а благополучии подданных. этот великан не возвышает себя над другими, как король лилипутии. великану незачем возвышаться искусственно! жители великании кажутся гулливеру людьми достойными и почтенными, хотя и не слишком умными. «знания этого народа недостаточны: они ограничиваются моралью, , поэзией и ». гулливер, волей морских волн превращенный в лилипута, становится любимой игрушкой глюмдальклич — королевской дочки. эта великанша обладает нежной душой, она заботится о своем маленьком человечке, заказывает для него специальный домик. лица великанов долгое время кажутся герою отталкивающими: норы — как ямы, волоски — как бревна. но потом он привыкает. умение привыкать и приспосабливаться, быть терпимым — одно из психологических качеств героя. королевский карлик оскорблен: у него появился соперник! из ревности подлый карлик подстраивает гулливеру множество гадостей, так, например, засовывает его в клетку гигантской мартышки, которая едва не уморила путешественника, нянча и запихивая в него еду. приняла за своего детеныша! гулливер простодушно рассказывает королю об обычаях того времени. король не менее простодушно объявляет, что вся эта — скопление «заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, злобы и честолюбия». герой рвется домой, к своим родным.вот как то
М. Е. Салтыков, взявший литературный псевдоним Щедрин, происходил из старинного дворянского рода. Детские годы он провел в помещичьей усадьбе, где и познакомился с ужасами крепостного права. Впоследствии, окончив привилегированное учебное заведение — Царскосельский лицей, писатель занимал крупные и важные должности в русском государстве. Он вполне познал, как действует государственная чиновничье-бюрократическая машина, как неправедно творится суд, как слагается психология чиновников, занимающих незначительные и значительные местa. Этот жизненный и служебный опыт привел Салтыкова-Щедрина к мысли о том, что главное бедствие русской действительности — крепостное право. Но оно держится на двух основаниях — рабской покорности народа, его психологии при всей ценности замечательных качеств русских людей и на силе круговой поруки, общих корыстных интересов правящих слоев, создавших сложную, прочную систему обмана, грабежа и полной бесконтрольности.В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездий! Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленные бунты, которые легко подавлялись. Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казенным учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». При разности характеров, умственных образования и настроя души правители весьма отличались друг от друга, и потому капризы их были несходны. Это чрезвычайно разнообразило русскую жизнь вообще и жизнь обывателей одного и того же города или губернии. Но вместе с тем произвол всегда оставался основным и единственным управления.