Во время Великой Отечественной войны мать Сашки, врач Вера Николаевна, уехала на фронт, отправив сына к бабушке Ульяне в деревню Малинку. Недалеко от Малинки высадился вражеский десант, и немцы, узнав от оказавшихся рядом мальчишек, где находится деревня, убили их, а деревню с жителями сожгли. Оставшиеся в живых Сашка, его бабушка и несколько детей отправились с дедом Никитой в место, о котором знал только он - на Андрюшкин остров, стоящий среди болотной топи. Они выживали там, как могли - совершали вылазки за картошкой, шили одежду из заячьих шкур от диких зверей. Вскоре их нашли и эвакуировали, а после войны «болотные робинзоны» вернулись во вновь отстроенную деревню.
Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.
Недалеко от Малинки высадился вражеский десант, и немцы, узнав от оказавшихся рядом мальчишек, где находится деревня, убили их, а деревню с жителями сожгли.
Оставшиеся в живых Сашка, его бабушка и несколько детей отправились с дедом Никитой в место, о котором знал только он - на Андрюшкин остров, стоящий среди болотной топи.
Они выживали там, как могли - совершали вылазки за картошкой, шили одежду из заячьих шкур от диких зверей.
Вскоре их нашли и эвакуировали, а после войны «болотные робинзоны» вернулись во вновь отстроенную деревню.
Двадцатилетний лейтенант Сергей Климов из «Седого тополя»
может бросить в лицо старому полковнику, такому же военнопленному, как и он, чудовищные слова, исполненные горечи, злобы и
тоски, когда тот пошатнет в нем высокие представления о человеке.
Но он же, сам умирающий от голода, отдаст последний кусочек хлеба своему ослабевшему соседу и, до конца не желая примириться с
пленом, организует коллективный побег.
Этим рассказ и заканчивается: Сергей Климов вместе с другими
военнопленными бежит с поезда, увозящего их на работу в Германию.
Писатель верил в силу жизни и возможности человеческого духа. Поэтому в рассказе старый, полузасохший, искалеченный тополь
не умирает, весной он «лопнул сухой древесиной в том месте, где
его кору объели пленные, и в расщелину выперла и взбухла бледнозеленая новая кора». И это ожившее дерево вдруг заставило Климова
поверить в то, что он не умрет: «Он не знал, что случится с ним и
что он сделает, но вера крепла...»
Позже герой К. Воробьева повзрослеет и наберется опыта.
Внешне он останется таким же: «полудоходяга», на котором вместо
гимнастерки – мешок с дырками для головы, и рук, но он уже не будет, как Сергей Климов вначале, ждать, что кто-то придет и освободит узников, скажет, как надо действовать, а сам станет опорой для
тех, кто пал духом и разуверился. К. Воробьев расскажет о таком человеке в повести «Почем в Ракитном радости», во вставной новелле,
которую читает наизусть своему дяде писатель Константин Останков.
Эта новелла – о Светлоголовом, военнопленном, который личным поведением показывал пример остальным, напоминая о чести и
достоинстве. Светлоголовый мог крикнуть умирающему:
«Послушайте, бывший командир! Ведите себя прилично!», и ему
подчинялись, потому что чувствовали в нем сильного и волевого человека.
Новелла о Светлоголовом в определенной мере повторяет рассказ «Седой тополь», только герой здесь какое-то время словно бы
раздваивается: на Светлоголового и того молодого лейтена родственные – и по накалу чувств, и по биению сердца, понятно сразу. Оттого и выделил его Светлоголовый среди остальных, поставив
позади колонны «подбадривать» отстающих. Он так и сказал
«подбадривать», хотя был лейтенант самым младшим чином среди
пленных командиров и потому думал, что ему нельзя учить достоинству тех, кто «больше» его.