Героический пафос характерен для главы IX. Высокими чувствами проникнут и речь Тараса. Непроста и ее композиция. Речь его - свидетельство мудрости, мужества и страстной убежденности в Правоте своего дела. Слово Тараса находит горячий отклик в душйх молодых и старых. Нее они, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к родине и единым стремлением ее защищать. Поэтому так и тронула их речь Тараса, дошла до самого сердца. В связи с этим предлагается выделить обращения («Панове», «товарищи», «братцы») и подумать, как лучше их произнести, какой должна быть интонация речи Тараса в тот или иной ее момент, а затем проследить, как выражаются переживания умудренных жизнью казаков и как описывает Гоголь волнение молодых. Это найти верный тон чтения, его окраску и интонацию. Лучше дать задание выделить те места в речи Тараса, где нужно передать интонацией то или иное чувство. Так, они увидят горечь в словах: «Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!» Особая значительность должна прозвучать в следующих строках: горькое время, трудное время, когда решается судьба родины и народа. С этим же чувством они прочтут и слова:
В нашей жизни случаются такие моменты, когда наш ум и наше сердце мешают друг другу решить какую-либо проблему или принять решение. В этом случае говорят : «Ум и сердце не в ладу…» Я думаю, порой из-за этого мы совершаем ошибки, не слушаем того, кто пытается нам в этой ситуации или кому-то жизнь». У некоторых людей на первом месте стоит ум. Они рассудительны, могут принять сложное решение. И даже если у них сердце от этого решения «не на месте» , то они могут переступить через себя и поступить «по уму». Есть и такие люди, которые живут сердцем. Они тоже рассудительны, но это всё идет от сердца. Я считаю, что хорошо, когда человек умеет принимать решения и умом, и сердцем одновременно. И чтобы более подробно разобраться в этой теме я приведу несколько примеров из художественной литературы.