В«княжне мери» нам раскрывается душа человеческая. мы видим, что григорий александрович печорин - человек противоречивый, неоднозначный. сам он перед дуэлью говорит: «одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. и то и другое будет ложно» . и действительно, эта повесть нам показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . и действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим. в главе "княжна мери" показано противостояние печорина и грушницкого. встречаются оба героя как старые приятели. печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры) . при этом он видит грушницкого насквозь, и смеется над ним. их непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе. они почти одновременно увидели княжну мери в первый раз. с этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. вечный же враг печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя. печорин влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить грушницкому или бог знает из какого другого. ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает: мери, считает печорин, он не любит. главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. «из чего же я хлопочу? » - спрашивает он себя и отвечает: «есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! » это же эгоизм! а кроме страданий он ничего не может принести ни печорину, ни окружающим. чем больше княжна увлекается печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком) , тем шире становится пропасть между ним и грушницким. обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. пророчество печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге» , начинает сбываться. дуэль - это развязка отношений двух героев. она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих. в день дуэли печорин испытывает холодную злобу. его пытались обмануть, а он этого простить не может. грушницкий же, напротив, нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. он вел себя в последнее время недостойно, распуская про печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. но это не волнует печорина. он убивает грушницкого и, не оглядываясь, уходит. смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций. печорин признаётся мери, что такое вот общество грушницких сделало из него «нравственного калеку» . видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества всё больше овладевает главным героем. в конце повести, уже находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на кавказе. «скучно», -заключает он. «княжна мери» показывает нам истинную трагедию григория печорина. ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги
А.Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своём рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Ещё Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым человеком. Платонову, возможно, нравились, такие качества и поэтому он описал так Марию Никифоровну. Платонов-писатель хотел понять самые лучшие человеческие качества. Он всматривался в смутные глубины человеческих душ, улавливал первые, едва заметные движения нравственного чувства, его пробуждение. Об этом и написаны все его произведения. Возможно, такие качества ему нравились потому, что он и сам был таким – много раскрывшим в себе человеком, тихим, сосредоточенным, всю жизнь работавшим над собой и “обдумывающим мир”. И все симпатии Платонова были отданы людям особого склада, чувствующим, что они “родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того чтобы отдать ее обратно правде, земле, народу”.
И все симпатии Платонова были отданы людям особого склада, чувствующим, что они “родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того чтобы отдать ее обратно правде, земле, народу”.